Бакалавриат
2024/2025
Европейское искусство XVII-XVIII веков
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается на 3 курсе. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства XVII–XVIII вв. Он имеет широкий географический охват и ориентируется на архитектуру, скульптуру, живопись важнейших стран Европы — Италии, Франции, Великобритании, Германии, Испании. Особое внимание уделяется вопросам стилистики и ее терминологии, проблематике социальной истории искусства, иконографии. В результате обучения студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени, представлять себе специфику процессов и явлений, характерных для искусства XVII–XVIII вв., а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст. Дисциплина предполагает использование генеративной модели искусственного интеллекта (ИИ) для текстового и визуального анализа.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студента представление о месте и роли искусства XVII – XVIII вв. в мировой истории
- дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
- выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв
- охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
- познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
- обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса
- выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- обеспечить освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- владеть понятийным аппаратом истории искусства владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
- уметь атрибутировать произведения искусства XVII и XVIII вв. уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству XVII и XVIII вв. уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII и XVIII вв.
- понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII века
- знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII вв. знание основных мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
- • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII и XVIII вв. • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
- • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII в. • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства XVII в.
- • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв. • знание основных терминов, применяемых при изучении искусства XVII и XVIII вв.
- владение основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
- знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII
- владение научными подходами, выработанными на современной стадии развития искусствоведения
- знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
- • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII и XVIII вв.
- знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVIII в.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение искусства XVII века.
- Градостроительство, архитектура и скульптура Италии XVII в.
- Живопись Италии XVII века.
- Искусство Испании XVII века.
- Искусство Фландрии XVII века.
- Искусство Голландии XVII века.
- Искусство Франции 1 пол. XVII в.
- Искусство Франции 2 пол. XVII в.
- Английская архитектура XVII в.
- Введение в изучение искусства XVIII века.
- Французская архитектура XVIII века.
- А.Ватто, Ф.Буше и французская живопись первой половины XVIII века.
- Французская живопись второй половины XVIII века. Французская скульптура XVIII века.
- Итальянская живопись рубежа XVII века- XVIII вв. Венецианская школа часть I: (Дж.Б.Тьеполо и Д.Тьеполо).
- Венецианская живопись часть II: ведута, бытовой жанр.
- Неоклассицизм в Риме.
- Английская архитектура XVIII века.
- Английская живопись XVIII века. Творчество У.Хогарта. Особенности английского портрета XVIII века.
Элементы контроля
- Тест
- доклад
- ДокладДомашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
- ЭкзаменЭкзамен по искусству XVII-XVIII вв. проводится в устной форме (опрос по материалам курса) в дни, предусмотренные расписанием. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Тест
- ЭкзаменДомашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Доклад + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
- 2024/2025 3rd module0.4 * Тест + 0.3 * Экзамен + 0.3 * доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Adams, L. (2018). Key Monuments Of The Baroque. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2203760
- Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
- История искусства древности. Малые сочинения, Винкельман, И. И., 2021
- Ренессанс и барокко : исследование сущности и становления стиля барокко в Италии, Вельфлин, Г., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение, Вельфлин, Г., 2004
- Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., 2013
- Ренессанс. Барокко. Просвещение, Пинский, Л. Е., 2002