• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Нарратология: истории, технологии и медиатренды

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина обращается к основам нарратологии, к структурам повествования в различных медиаформатах (в кино, телевидении, играх, социальных медиа и др.), а также к принципам нарративного анализа. Фокус дисциплины смещен в сторону взаимосвязи нарративов и медиатехнологий, что позволяет взглянуть на то, как выбор технологий и форматов медиа влияет на повествование и нарративные конструкции. Отдельное внимание уделяется использованию компьютерных программ, алгоритмов и ИИ в создании и анализе нарративов. В рамках дисциплины студенты знакомятся с теоретическими и практическими инструментами нарративного анализа, изучают повествовательные техники и структуры в разных медиаформатах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основами нарратологии, ее подходами и ключевыми проблемами.
  • Сформировать знания о нарративных структурах и их функционировании в медиа.
  • Освоить ключевые принципы нарративного анализа в разных медиаформатах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные теоретические концепции нарратологии и элементы нарратива.
  • Выделяет и анализирует нарративные структуры в медиа.
  • Оценивает взаимосвязь между выбором технологий, медиаформатов и повествованием.
  • Применяет теоретические и практические инструменты нарративного анализа для решения креативных и исследовательских задач.
  • Конструирует нарративы, используя знания о повествовательных техниках и форматах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в нарратологию: направления, подходы, проблемы
  • Структура нарратива и нарративный анализ
  • Нарративы в популярной медиакультуре
  • Нарративы в социальных медиа
  • Нарративные трансформации и конструирование историй
  • Проектирование нарратива
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповая презентация 1 (теория)
    Групповая презентация 1 (теория), (Гр.п. 1) – презентация результатов анализа теоретических подходов и концепций в рамках исследования нарративов в медиа (разбор статьи, монографии и т.п.), в группе из 2 человек (синхронно устно). В рамках теоретической части семинара группы студентов (из 2 человек) презентуют аналитический разбор предложенных текстов по вопросам с примерами – до 10 минут, с визуальной презентацией – до 10 слайдов. Студентам предстоит проанализировать предложенную литературу, реконструировать методологические и концептуальные установки, критически оценить постановку проблемы и аргументацию ключевых тезисов и привести примеры, иллюстрирующие основные выводы.
  • неблокирующий Групповая презентация 2 (практика)
    Групповая презентация 2 (практика), (Гр.п. 2) – презентация анализа ( иили конструирования) нарратива/метанарратива/нарративного элемента (связанных с ними медиафеномена) на семинаре (в группе из 2 человек, синхронно, устно). Студентам предстоит проанализировать нарративы разных уровней и видов в контексте выбора разных медиаформатов и стратегий адаптации и презентовать результаты в форме групповых презентаций (группа из 2 человек) – до 10 минут, с визуальным сопровождением – до 10 слайдов.
  • неблокирующий Индивидуальные домашние задания
    Индивидуальные домашние задания, (Инд. дз.) – письменные индивидуальные ответы на вопросы после лекционных занятий (всего 5 вопросов-заданий в течение дисциплины). Задания выполняются асинхронно, письменно онлайн в SmartLMS, загружаются до установленного преподавателем дедлайна. Общий вес всех домашних заданий от итоговой оценки 0,2. Оценка за элемент контроля выставляется как сумма баллов за вопросы-задания. Каждое задание оценивается max в 2 балла.
  • неблокирующий Проект Проектирование нарратива
    Описание элемента контроля Презентации проектов запланированы на последнем занятии курса. Для участия в презентации проекта необходимо записаться в таблицу до 21 октября (17.00), указав название проекта, состав участников и загрузив ссылку на презентацию. Формат Устная групповая презентация с визуальным сопровождением. Время презентации – до 10 минут. Максимальное количество слайдов – до 10 слайдов (включая титульный). Группа Группа 2 или 3 человека. (!) Подготовка индивидуальной презентации требует согласования (оценка за индивидуальную презентацию снижается на 1 балл) Задание Проектирование нарратива Опираясь на знание о нарративной структуре, жанровые формулы и особенности медиаформатов и видов нарративов, представьте историю и ее структуру для медиа. История может быть fiction или non-fiction. При конструировании и описании нарратива должны быть учтены – медиаформат, технические особенности медиаплатформ/медиатехнологий, жанр (субжанр) и т.п.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Групповая презентация 1 (теория) + 0.2 * Групповая презентация 2 (практика) + 0.2 * Индивидуальные домашние задания + 0.4 * Проект Проектирование нарратива
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179
  • Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
  • Schmid, W. (2010). Narratology : An Introduction. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aishath Nasheeda, Haslinda Binti Abdullah, Steven Eric Krauss, & Nobaya Binti Ahmed. (2019). Transforming Transcripts Into Stories: A Multimethod Approach to Narrative Analysis. International Journal of Qualitative Methods, 18. https://doi.org/10.1177/1609406919856797
  • Divya Dwivedi, Henrik Skov Nielsen, & Richard Walsh. (2018). Narratology and Ideology : Negotiating Context, Form, and Theory in Postcolonial Narratives. Ohio State University Press.
  • Harvey, C. B. (2015). Fantastic Transmedia : Narrative, Play and Memory Across Science Fiction and Fantasy Storyworlds. Palgrave Macmillan.
  • Hogan, P. C. (2011). Affective Narratology : The Emotional Structure of Stories. UNP - Nebraska.
  • Jan Alber, & Monika Fludernik. (2010). Postclassical Narratology : Approaches and Analyses. Ohio State University Press.
  • Olson, G. (2011). Current Trends in Narratology. De Gruyter.
  • Rimmon-Kenan, S. (2002). Narrative Fiction : Contemporary Poetics (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102885
  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. — 2-е изд. — Москва : Языки славянских культур, 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-9551-0253-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136787 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Верещагина Наталья Викторовна
  • Федорова Ксения Александровна