Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Детская речь"
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
На семинаре, с опорой на отечественную традицию изучения детской речи, анализируется освоение ребенком русского языка как первого. Особое внимание уделяется речи взрослых, воспринимаемой ребенком (как говорят мамы, папы, бабушки и дедушки). Анализируются различия между детскими стратегиями освоения языка (референциальной и экспрессивной), рассматривается освоение звуковой, лексической, грамматической составляющих языка. В фокусе внимания освоение особенностей имени и глагола, дейктических слов. На занятиях мы, в частности, обсудим, зачем мамам нужны уменьшительные (чем "кроватка" лучше "кровати"), как называть самого себя говорящему ("я" или "Петенька"), откуда мы знаем, что каштановыми бывают волосы, а не глаза, почему форма "рисовает" на ранних этапах освоения речи совершенно логична. НИС будет полезен всем, кто интересуется освоением языка как родного и как иностранного, теорией языка, психолингвистикой.
Цель освоения дисциплины
- Студент в результате работы в семинаре уверенно комментирует особенности детских высказываний в сопоставлении со взрослыми и объясняет механизмы освоения речи
Планируемые результаты обучения
- Студент находит и объясняет черты референциальности и экспрессивности
- Студент анализирует грамматику детского высказывания и обобщает наблюдения
- Студент комментирует детские инновации и несовпадения со взрослой нормой
- Студент комментирует данные наблюдений и экспериментов с опорой на материалы курса
- Студент анализирует речевое поведение взрослого в общении с ребенком, фиксирует и комментирует черты регистра общения с детьми
- Студент комментирует закономерности и тенденции, наблюдаемые в речевых образцах
Содержание учебной дисциплины
- Материнские стратегии
- Детские стратегии
- Правило в речи
- Имя и глагол в детской речи
- Прилагательное и местоимение в детской речи
- Детские тексты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ego Loquens : язык и коммуникационное пространство, Успенский, Б. А., 2012
- Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
- Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
- Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489
Рекомендуемая дополнительная литература
- (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
- Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
- Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469716 (дата обращения: 27.08.2024).
- Пищальникова В.А., Хлопова А.И. - Этнопсихолингвистика. Часть 1. Этническая идентичность. Учебное пособие - 978-5-392-31085-2 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43336 - 43336 - PROSPECT
- Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850