Бакалавриат
2024/2025




Теория и история исторического знания
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Хряков Александр Васильевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
«Теория и история исторического знания» – дает цельное представление о процессе становления и развития исторической науки, ее особенностях в сравнении с другими формами существования исторического знания. Анализирует основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с проблематикой историографического исследования и его методами; • усвоение понятийно-категориального аппарата современной историографии; • знакомство с проблемой интерпретации понятий «историографический источник», «научная школа», «направление» в современной историографии; • формирование представлений о существующих системах классификации историографических направлений; • формирование представлений о становлении и эволюции исторической науки в прошлом и ее современном состоянии; • знакомство с дискуссионными проблемами современной историографии. Вторая часть курса посвящена раскрытию эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования, При этом решаются следующие задачи: • знакомство студентов с проблематикой и методами различных специальных исторических дисциплин; • усвоение понятийно-категориального аппарата специальных областей исторического знания; • знакомство с основными этапами развития и становления комплекса исторических дисциплин; • формирование навыков работы с разными типами исторических источников в зависимости от поставленной исследовательской задачи.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
- владение первичными навыками дипломатического анализа письменных исторических источников
- Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории, антропологии, микроистории.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты Оценивает значимость для понимания современных процессов. Применяет основные теории для анализа источников.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты проводит различие между фактами и следствиями. Оценивает значимость направления. Видит преимущества и недостатки
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость разных подходов для современной историографии.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Видит преимущества и недостатки.
- Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
- Воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
- Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
- знает этапы развития документоведения и дипломатики как исторических дисциплин
- • владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом специальных исторических дисциплин, специальной терминологией
- • знать основные научные проблемы специальных исторических дисциплин и основные этапы их развития.
- • уметь выбирать адекватные методы исследования, соответствующие его задачам и кор-пусу источников,
- • уметь самостоятельно ориентироваться в источниках, составлять и использовать имею-щиеся базы данных в процессе исторического исследования.
Содержание учебной дисциплины
- История как знание и наука .
- Методы и принципы историографического исследования
- Становление истории как науки. Возникновение историзма
- Историческая мысль России в XVIII в.
- Историческая наука Западной Европы первой половины XIX в.
- Историческая наука России в первой половине XIX в.
- Историческая наука Западной Европы во второй половине XIX в. Марксистская историография.
- Историческая наука в России во второй половине XIX – начале XX вв. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ в.
- Историческая наука России в 1920-е–1940-е гг. Формирование нового образа исторической науки
- Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Школа Анналов.
- Историческая наука во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Национальные особенности организации исторической науки.
- Развитие советской исторической науки в 50-е – 80-е гг. XX в.
- Российская историография в конце XX – начале XXI вв.
Элементы контроля
- СеминарСтуденты участвуют в дискуссиях на семинарах. Обсуждают рекомендованную к занятию литературу. Отвечают устно на поставленные вопросы. Оценивается активность работы студента, знание и понимание прочитанного, полнота ответов.
- ТестТест проводится в LMS и содержит 20 вопросов. На выполнение теста отводится 30 минут.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится письменно в аудитории во время лекции или семинаров. Студенты получают индивидуальные вопросы по пройденному теоретическому или практическому материалу. В течение 20-30 минут отвечают письменно на поставленный вопрос. Ответ должен быть полный, но не менее 1тыс. знаков
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Володихин, Д. М. Историография истории России. Выдающиеся историки XVIII—XX веков : учебное пособие для академического бакалавриата / Д. М. Володихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07303-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433147 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Буллер, А. Введение в теорию истории + допматериал в ЭБС : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Буллер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05911-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441598 (дата обращения: 28.08.2023).