Бакалавриат
2024/2025




Ранняя история печатной книги: гуманистические издания XV–XVI вв. (интеллектуальные, социальные и технологические аспекты)
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сергеев Михаил Львович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс освещает историю европейского книгопечатания от его возникновения до формирования современного облика печатной книги в конце XVI в. Лекционные и семинарские занятия не предполагают последовательного изложения событий, биографий и тенденций на протяжении всего рассматриваемого периода, но высвечивают важнейшие темы и поворотные моменты в истории книжного дела, демонстрируя его тесную связь с экономической, социальной и, прежде всего, интеллектуальной жизнью эпохи, рассматривая печатную книгу одновременно как свидетельство и фактор ее важнейших процессов.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов фундаментальных знаний о возникновении и развитии в Европе XV–XVI вв. книгопечатания как формы представления и распространения информации, экономических, технологических, интеллектуальных условиях книгоиздательской деятельности; знакомство с актуальными теоретическими проблемами истории печатной книги; развитие навыков анализа визуальных и содержательных особенностей печатных изданий как источников по истории науки, образования и других аспектов культуры изучаемой эпохи; знакомство с важнейшими библиографическими ресурсами и электронными библиотеками изданий XV-XVI вв.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен иметь общие представления о технологии изготовлении книги ручного пресса, об устройстве типографии и принципах ее работы.
- В результате освоения дисциплины студент должен понимать предпосылки возникновения книгопечатания в Европе.
- В результате освоения дисциплины студент должен знать основные тенденции в развитии печатной книги начального периода, понимать специфику печатной книги как носителя информации и ее отличия от рукописной книги.
- В результате освоения дисциплины студент должен знать имена, особенности биографии и издательской программы западно- и восточноевропейских книгопечатников XV–XVI вв. (не менее 10 имен).
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь анализировать старопечатные издания как свидетельства истории культуры, экономики и общества.
- В результате освоения дисциплины студент должен понимать взаимосвязь истории книги с интеллектуальной историей и особенно – роль гуманистов в развитии книгопечатания.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь анализировать структуру старопечатной книги, знать разновидности паратекста печатных изданий.
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть начальным аппаратом и терминологией библиографического описания издания и экземпляра издания старопечатной книги.
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть информационным поиском в библиографии изданий XV–XVI вв. (знать и использовать важнейшие каталоги и электронные ресурсы).
- В результате освоения дисциплины студент должен иметь представления о фондах западноевропейской старопечатной книги в крупнейших российских библиотеках, источниках их формирования и перспективных направлениях изучения.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
- 2. Работа типографии
- 3. Старопечатная книга: форма
- 4. Старопечатная книга: текст
- 5. Старопечатная книга: паратекст
- 6. Информационный поиск: от гуманистической библиографии к электронным базам данных
- 7. Гуманист в мире печатной книги
- 8. Экономика книги и регулирование издательской деятельности
- 9. Западноевропейская книга XV-XVI вв. в библиотеках России: источники, фонды, перспективы изучения (в библиотеке)
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- ЭссеТребования к эссе: - оригинальность (текст должен быть написан студентом самостоятельно и отражать его понимание выбранной проблематики, системный взгляд, исследовательские навыки, творческий подход); - логичность и системность (текст должен иметь ясную мысль, которая подкреплена аргументами и анализом кейсов; тема должны быть раскрыта ясно и последовательно); - необходимо наличие цитат и ссылок на источники (они должны быть оформлены по ГОСТ); - работа может содержать иллюстрации, если они необходимы для раскрытия мысли (если в эссе есть картинки, должны быть указаны автор, название, год создания работы) - объем – не менее 10 тыс. печатных знаков и не более 20 тыс. (с учетом пробелов, сносок и библиографии). - тема эссе самостоятельно формулируется студентом на основе проблематики учебного курса и его основных разделов и должна быть согласована с преподавателем не позднее середины курса (5-ой лекции); преподаватель рекомендует литературу для углубленного знакомства с темой, но окончательный выбор источников остается на усмотрение студента. В работе не должно быть плагиата. Плагиатом считается использование чужого текста (вплоть до одного предложения!) без ссылки на источник заимствования текста. Необходимо написать развернутое рассуждение и оригинальное рассуждение по одной из предложенных тем курса. Эссе должно включать в себя краткий экскурс в суть выбранной проблематики (на основе изучения научных публикаций – не менее пяти) и дальнейшее авторское размышление, раскрывающее индивидуальный взгляд студента на этот вопрос, с опорой на первоисточники – печатные издания XV-XVI вв. (не менее двух, кроме особых случаев, оговоренных в списке примерных тем). Тезисы должны подкрепляться конкретными примерами и анализом кейсов. Приветствуется рассмотрение темы с нескольких точек зрения, а также предложение оригинальных идей. Текст эссе в электронном виде должен быть прислан на электронную почту преподавателя mlsergeev@hse.ru не позднее 13 июня (дата последнего занятия по курсу). Результаты проверки работ будут известны не позднее 17 июня. Работы, получившие оценку 0-5, можно пересдать, предварительно обсудив с преподавателем сданный ранее текст и необходимость изменения темы. Крайний срок пересдачи – 27 июня; выставление оценок (с понижением на 2 балла от стандартной схемы оценивания) – не позднее 30 июня.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн , перевод с английского И. О. Тюриной. — Москва : Академический Проект, 2018. — 443 с. — ISBN 978-5-8291-2197-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132834 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Щелкунов, М. И. Искусство книгопечатания в его историческом развитии / М. И. Щелкунов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 267 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13494-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543832 (дата обращения: 27.08.2024).