• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Теоретические подходы и направления современной лингвистики

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 126

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с наиболее важными современными точками зрения на структуру языка и способы объяснения явлений в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, а также даёт представление о широком спектре актуальных исследовательских задач и о стандартах аргументации в современной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку
  • Овладение проблемным полем, понятийным и терминологическим аппаратом современной лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
  • Студент знает основные черты формальных и функциональных подходов к языку, основные стратегии объяснения в лингвистике
  • Студент различает основные принципы типологического описания фонологических и морфологических систем языков мира, способен объяснять явления конкретного языка в свете типологических и ареальных тенденций
  • Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике, объясняет психолингвистические данные с точки зрения устройства когнитивных функций человека
  • Студент объясняет стратегии речевого поведения в свете целей коммуникации и мотиваций коммуникантов
  • Студент проводит синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода, критически оценивает формальные модели грамматических явлений
  • Студент описывает преимущества и недостатки моделей разных типов на материале широкого спектра грамматических явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор теоретических подходов к языку
  • Теория и исследования грамматикализации
  • Когнитивно-ориентированные подходы
  • Прагматическое направление
  • Формальные подходы к языку: генеративная грамматика и фонология
  • Конкуренция формализма и функционализма в актуальных исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен (II модуль)
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания.
  • неблокирующий экзамен (IV модуль)
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий домашние задания (III–IV модули)
    Домашнее задание состоит из задач на построение дерева структуры синтаксической составляющей и заданий для развёрнутого ответа, предполагающих анализ языкового материала с точки зрения генеративной теории
  • неблокирующий домашние задания (I–II модули)
    Домашние задания могут предполагать развернутые ответы на вопросы, требующие анализа языкового материала с точки зрения той или иной теории, критический анализ источника или подготовку и представление мини-исследования по выбранной теме, соответствующей одному из тематических разделов курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * домашние задания (I–II модули) + 0.4 * экзамен (II модуль)
  • 2024/2025 4th module
    0.4 * домашние задания (III–IV модули) + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен (IV модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
  • Muriel Norde. (2009). Degrammaticalization. OUP Oxford.
  • Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496

Авторы

  • Заика Наталья Михайловна
  • Риехакайнен Елена Игоревна
  • Тискин Даниил Борисович
  • Князев Михаил Юрьевич