• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар «Художественный мир Владимира Набокова»

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Художественный мир Владимира Набокова» ставит своей целью ознакомить студентов с основными чертами художественного мира Владимира Набокова и с традиционными филологическими способами анализа художественного мира писателя, наиболее продуктивными для чтения Набокова, а также научить самостоятельно их применять. Основным предметом служит русскоязычное художественное творчество Набокова-Сирина (романы, рассказы, автобиография, стихи, критика), также к рассмотрению привлекаются его лекции по русской и зарубежной литературе, интервью, автопереводы, в меньшей степени англоязычная художественная проза. Студенты получают представление о том, как устроен художественный текст вообще и художественный мир Набокова в частности и об основах историко-литературного, структурно-семиотического, нарратологического, интертекстуального методов его анализа. Семинар строится как чтение произведений Набокова, от ранних стихов и первого русского романа «Машенька» до последнего, «Дар», с анализом в каждом произведении или группе произведений ключевых художественных приемов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определять понятие художественного произведения, основные способы его традиционного филологического анализа.
  • Иметь представление об эволюции творчества Набокова и ключевых чертах его художественного мира, взглядах писателя на литературу, его месте в контексте русской литературы
  • Демонстрировать знание нескольких способов анализа художественного текста, наиболее адекватных для понимания творчества Набокова: историко-литературного, структурно-семиотического, мотивного, нарратологического, ознакомление с интертекстуальным подходом и задачей комментария.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать понимание специфики художественного текста
  • Демонстрировать знания об основных выдвинутых ведущими исследователями концепциях творчества Набокова, о взглядах самого Набокова на литературу
  • Демонстрировать навыки филологического чтения художественного произведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Набоков о литературе. Структура художественного текста. Литература, биография и автобиография писателя.
  • Роман «Машенька» (1925). Переход от стихов к прозе.
  • Романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1930), «Камера обскура» (1932)
  • Повесть «Соглядатай» (1930) и роман «Отчаяние» (1934)
  • Роман «Приглашение на казнь» (1936)
  • Романы «Дар» (1939), «The Real Life of Sebastian Knight» (1941), автобиография “Conclusive Evidence” (1951) / «Другие берега» (1954)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Выполняется вне аудитории. Заключается в филологическом анализе одного короткого прозаического Набокова из предложенных на выбор
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное выступление на семинаре по одной теме. Презентация не должна занимать менее 20-30 минут и должна быть основана на самостоятельной работе студента с произведениями Набокова, других писателей (по выбору) и исследованиями из основного и дополнительного списков литературы. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. После презентации проводится ее семинарское обсуждение, на котором выступающий отвечает на вопросы и возражения своих соучеников. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Тест
    Тесты проводятся несколько раз на протяжении НИСа. Их цель – проверить степень внимательности студентов в чтении произведений Набокова, их способность фиксировать важные детали.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.2 * Тест + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Структура художественного текста, Лотман, Ю. М., 1970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Структура художественного текста; Анализ поэтического текста, Лотман, Ю. М., 2018

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна