• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Социальная история сталинизма, 1929 – 1945 гг.

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Задача курса - познакомиться с основными изменениями, которые произошли в советском обществе в эпоху индустриализации и Второй мировой войны. На лекциях и семинарах мы обратимся к таким проблемам, как повседневность советского общества, сталинская социальная инженерия и социальная политика, официальная и неофициальная культура советского общества, видимая и невидимая система социальных связей и взаимодействий, особенности функционирования теневой экономики, стратегии выживания и социальной адаптации представителей различных социальных в новом советском обществе, стратегии гражданского сопротивления и др. В ходе освоения учебной дисциплины слушатели курса познакомятся как с основными классическими трудами отечественных и зарубежных советологов, так и новейшими исследованиями, историографическими дискуссиями и концептуальными моделями, различным образом объясняющими происходящие в советском обществе процессы. Слушатели курса научатся анализировать различные виды источников в оптическом фокусе социальной истории, как государственного (законодательные акты, делопроизводственные документы, статические сведения), так личного происхождения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • показать развитие советского общества эпохи индустриализации и Второй мировой войны в антропологической перспективе
  • познакомить студентов с достижениями современной научной историографии по основным разделам курса
  • научить анализировать различные типы источников, раскрывающие суть эпохи индустриализации и Второй мировой войны
  • научить выявлять логические связи между политической, социальной, военной историей и микроисторией изучаемой эпохи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление об основных направлениях политики советского государства в 1930-е гг.
  • студент анализирует основные закономерности и факторы трансформации советского общества в 1930-е и 1940-е гг.
  • студент ориентируется в сформировавшихся историографических тенденциях, анализирует особенности историографических концепций зарубежной и отечественной историографии.
  • студент способен анализировать различные типы источников: статистические данные, нормативно-правовая и следственная документация, источники личного происхождения, и делать выводы о сущности и характере репрессивной политики государства в разные периоды истории.
  • студент должен анализировать социально-экономическое положение и условия жизни различных социальных групп советского общества и делать выводы о советской социальной политике
  • студент должен понимать логику развития международных отношений в межвоенное двадцатилетие
  • уметь работать с источниками личного происхождения периода Второй мировой войны
  • иметь представление о восприятии войны глазами простого человека, о повседневной жизни различных категорий населения в годы Второй мировой войны.
  • иметь представление о стратегиях великих держав во Второй мировой войне и роли СССР в победе Антигитлеровской коалиции
  • иметь представление о факторах и значении победы Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне
  • студент анализирует причины, основные этапы и итоги Великой Отечественной войны.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Завершение внутрипартийной борьбы и сталинский план индустриализации.
  • Коллективизация и голод в СССР: причины и последствия
  • Социальная структура советского общества. Принципы сталинской социальной иерархии.
  • Репрессии в СССР в предвоенное десятилетие. Формирование системы ГУЛАГа и ее значение.
  • Советская повседневность
  • СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
  • СССР во Второй мировой войне.
  • Антропология и социальная история Второй мировой войны.
  • Память о Второй мировой войне и Холокосте в мире, в СССР и в современной России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    семинарские занятия представляют собой дискуссии по заранее обозначенным темам курса.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой письменную работу, где студент демонстрирует умения: (1) формулировать научную проблему; (2) формулировать утверждения; (3) подкреплять и опровергать их доводами и примерами из источников и научной литературы. Эссе пишется студентами самостоятельно в часы, отведенные для самоподготовки. Дедлайн сдачи эссе назначает преподаватель, ведущий семинары. Возможность переписать эссе не предоставляется, но если студенты пропустили дедлайн сдачи работы по уважительной причине, они могут договориться с преподавателем об отсрочке. Во время работы над эссе надо учитывать следующее: • текст эссе должен состоять из трех частей — введения, основной части и заключения. Во введении автор объясняет суть научной проблемы и указывает, каким образом он собирается ее раскрывать в тексте. В основной части формулирует свои утверждения в рамках заявленной проблемы, подкрепляет эти утверждения (или опровергает чужие) доводами и фактами из источников и научной литературы. В заключении автор излагает выводы, к которым он пришел в основной части; • автор эссе может выражать любое мнение по анализируемой им проблеме при условии, что оно будет опираться на доводы и примеры; • преподаватель оценивает структуру эссе, правильность указанных в тексте фактов, четкость сформулированных утверждений и доводов, их логическую связь, корректность приведенных в тексте цитат, а также степень соответствия текста формальным требованиям; • эссе должно быть написано студентом самостоятельно. За тексты, в которых обнаружен плагиат или плагиат-парафраз, выставляется оценка «0»; • эссе должно быть сдано не позже обозначенного преподавателем срока, иначе за него выставляется оценка «0».
  • неблокирующий Творческое задание
    Проект представляет собой творческое задание, выполненное на любую из представленных в программе тем курса. Проект может быть выполнен одним или группой студентов до 3 человек и представлять собой любой продукт творческой деятельности: подкаст, информационный портал, сайт, проект книги (монографии), проект публикации источника с комментариями, видеоэкскурсия и др.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Творческое задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Свершилось. Пришли немцы!" : идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны, , 2014
  • 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество, Хлевнюк, О. В., 1992
  • Alexander Vatlin, & Seth Bernstein. (2016). Agents of Terror : Ordinary Men and Extraordinary Violence in Stalin’s Secret Police. University of Wisconsin Press.
  • Alexis Peri. (2017). The War Within. Harvard University Press.
  • Bartov, O. (2001). The Eastern Front, 1941-45 : German Troops and the Barbarisation of Warfare (Vol. 2nd ed). Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=379465
  • Bergen, D. L. (2016). War and Genocide : A Concise History of the Holocaust (Vol. Third edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1168053
  • Browning, C. R., & Matthäus, J. (2004). The Origins of the Final Solution : The Evolution of Nazi Jewish Policy, September 1939-March 1942. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=103454
  • Cohen, L. R. (2013). Smolensk Under the Nazis : Everyday Life in Occupied Russia. Rochester, NY: University of Rochester Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=605627
  • Dumitru, D. (2016). The State, Antisemitism, and Collaboration in the Holocaust : The Borderlands of Romania and the Soviet Union. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1196901
  • Edele, M. (2017). Stalin’s Defectors : How Red Army Soldiers Became Hitler’s Collaborators, 1941-1945. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535698
  • Epstein, B. L. (2008). The Minsk Ghetto 1941-1943 : Jewish Resistance and Soviet Internationalism. Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=246031
  • Goldman, W. Z. (2002). Women at the Gates : Gender and Industry in Stalin’s Russia. Cambridge University Press.
  • Harvest of Despair: Life and Death in Ukraine under Nazi Rule. (2004). Belknap Press of Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.knaw.nl.publications.959506bb.5ba4.4792.a2ed.b959ac085309
  • Hellbeck, J. (2009). Revolution on My Mind : Writing a Diary Under Stalin (Vol. 1st Harvard University Press pbk. ed). Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282814
  • Hellbeck, J. (2016). 7. Working, Struggling, Becoming: Stalin-Era Autobiographical Texts1. France, Europe: Éditions de la Maison des sciences de l’homme. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4C3B90F4
  • Hellbeck, J., Bonfiglio, D., & Tauchen, C. (2015). Stalingrad : The City That Defeated the Third Reich: Vol. First edition. PublicAffairs.
  • Kirschenbaum, L. A. (2006). The Legacy of the Siege of Leningrad, 1941–1995 : Myth, Memories, and Monuments. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174478
  • Norman Davies. (2008). No Simple Victory : World War II in Europe, 1939-1945. Penguin Books.
  • Stalinism, collectivization and the Great Famine, Graziosi, A.,
  • The harvest of sorrow : Soviet collectivization and the terror-famine, Conquest, R., 1988
  • The Leningrad blockade, 1941-1944 : a new documentary history from the Soviet archives, Bidlack, R., 2012
  • The Soviet home front, 1941-1945 : a social and economic history of the USSR in World War II, Barber, J., 1991
  • The Soviet industrialization debate, 1924-1928, Erlich, A., 1960
  • The years of hunger: Soviet agriculture, 1931-1933, Davies, R. W., 2009
  • Uehling, G. L. (2004). Beyond Memory : The Crimean Tatars’ Deportation and Return (Vol. 1st ed). New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=188639
  • Алхимия советской индустриализации : время Торгсина, Осокина, Е., 2019
  • Блокадная этика : представления о морали в Ленинграде в 1941 - 1942 гг., Яров, С. В., 2013
  • Война и общество, 1941-1945. Кн.1: ., Орлов, А. С., 2004
  • Война и общество, 1941-1945. Кн.2: ., Тельпуховский, В. Б., 2004
  • Дневник 1941 - 1946, Гельфанд, В. В., 2016
  • За фасадом "сталинского изобилия" : распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927-1941, Осокина, Е. А., 2022
  • Золото для индустриализации: ТОРГСИН, Осокина, Е. А., 2009
  • Инженеры Сталина : жизнь между техникой и террором в 1930-е годы, Шаттенберг, С., 2011
  • Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
  • Историческая антропология : Учеб. пособие, Кром, М.М., 2010
  • История международных отношений. 1918-1939 : курс лекций, Горохов, В. Н., 2004
  • История повседневности в Германии : новые подходы к изучению труда, войны и власти, Людтке, А., 2010
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.1: Массовые репрессии в СССР, , 2004
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.2: Карательная система: структура и кадры, , 2004
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.3: Экономика Гулага, , 2004
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.4: Население Гулага: численность и условия содержания, , 2004
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.5: Спецпереселенцы в СССР, , 2004
  • История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Т.6: Восстания, бунты и забастовки заключенных, , 2004
  • Корпорация самозванцев : теневая экономика и коррупция в сталинском СССР, Хлевнюк, О.В., 2023
  • Крестьянский бунт в эпоху Сталина : коллективизация и культура крестьянского сопротивления, Виола, Л., 2010
  • Крестьянский ГУЛАГ: мир сталинских спецпоселений, Виола, Л., 2010
  • Люди на войне, Будницкий, О. В., 2021
  • Массовые репрессии в Алтайском крае 1937 - 1938 гг. Приказ N00447, , 2010
  • Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город, Фицпатрик, Ш., 2008
  • Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы, Хлевнюк, О.В., 1996
  • Прошлое - крупным планом : современные исследования по микроистории, Кром М., 2003
  • Психология войны в XX веке : исторический опыт России, Сенявская, Е. С., 1999
  • Рязанская деревня в 1929 - 1930 гг. : хроника головокружения: документы и материалы, Виола, Л., 1998
  • Советские военнопленные в системе концлагерей Германии, Отто, Р., 2020
  • Советский город в экстремальной повседневности : Архангельск в эпоху индустриализации и Второй мировой войны 1929-1945 гг., Хатанзейская, Е. В., 2021
  • Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960, Земсков, В. Н., 2005
  • Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг., Хаустов, В., 2010
  • Сталин. Жизнь одного вождя : биография, Хлевнюк, О. В., 2016
  • Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня, Фицпатрик, Ш., 2008
  • Сталинский военный социализм : репрессии и общественный порядок в Советском Союзе, 1924 - 1953 гг., Ширер, Д. Р., 2014
  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Документы и материалы: В..., , 1999
  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т.1: Май 1927 - ноябрь 1929, , 1999
  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т.2: Ноябрь 1929 - декабрь 1930, , 2000
  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т.3: Конец 1930-1933, , 2001
  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т.4: 1934-1936, , 2002
  • Фронтовой дневник 1941 - 1945, Славгородский, Г. В., 2017
  • Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры, Хлевнюк, О. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Making sense of war : the Second World War and the fate of the Bolshevik Revolution, Weiner, A., 2001
  • Social dimensions of Soviet industrialization, , 1993
  • Stalin's quest for gold : the Torgsin hard-currency shops and Soviet industrialization, Osokina, E., 2021
  • The Living & the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia, Tumarkin, N., 1994
  • The political economy of hunger. Vol.2: Famine prevention, , 1999
  • Бывшие люди. Последние дни русской аристократии, Смит, Д., 2018
  • Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне, , 2019
  • Повседневная жизнь блокадного Ленинграда, Яров, С. В., 2023
  • Черная книга коммунизма : преступления, террор, репрессии, Куртуа, С., 2001

Авторы

  • Хатанзейская Елизавета Владимировна