• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Рецепция античности в европейской культуре

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс обращается к теме античного наследия в европейской, и шире, западной мировой культуре, рецепции античного наследия в XIX – начале XXI вв. Исследования рецепции античного наследия – это сравнительно недавнее направление, которое постепенно входит в мэйнстрим современного антиковедения. Рецепция – это понятие, которое обозначает формы восприятия античного (греческого и римского) наследия в европейской и мировой культуре и модели, при помощи которых явления древности подвергаются в последующее время переосмыслению. Цель курса – показать богатство этого культурного подхода, показать теоретические и практические возможности для дешифровки культурного кода, которым пользуются деятели общественной мысли, деятели культуры и просто рядовые люди XIX – начала XXI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать общее представление о характере и значении античного наследия в европейской культуре
  • познакомить с ключевыми понятиями, основными методологическими подходами к исследованию рецепции античности; формами и способами восприятия античного наследия в европейской и мировой культуре, как на уровне индивидуального интереса отдельной творческой личности, так и в контексте эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные теоретико-методологические подходы к изучению рецепции античности, общий ход освоения античного наследия в европейской и мировой культуре.
  • Студент умеет использовать фактические данные и методологические подходы, изученные в рамках курса, в исследованиях, посвященных формам и способам освоения и сохранения наследия античности
  • Студент имеет навыки работы с разнообразными источниками (историческими, литературными, изобразительными и т.д.) с точки зрения восприятия и представления образа античности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические и методологические основы исследования рецепции
  • Раздел 2. Античное наследие в социальных, культурных и политических практиках
  • Раздел 3. Образы античности в искусстве и литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на каждом семинарском занятии по 10-ти балльной шкале. Общая оценка за семинарские занятия представляет собой среднее арифметическое оценок, полученных на всех семинарских занятиях (способ округления - арифметический, к ближайшему целому). Отсутствие на семинаре оценивается в 0 баллов, отсутствие ответа на семинаре оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Доклад по теме
    Студент готовит устное сообщение (доклад) по теме, предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно, продолжительностью не более 20минут. Сообщение выполняется на основе анализа источника или группы источников (исторического, историографического, литературного, изобразительного) и учета существующей научной литературы. После устного сообщения студента ему задают вопросы и высказываются ведущий семинар преподаватель и присутствующие на семинаре студенты; активность студентов в обсуждении оценивается по системе и критериям работы в семинаре. В общей сложности обсуждение одного устного сообщения занимает до 10-15 минут; на одном семинарском занятии может быть обсуждено до трех устных сообщений.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.6 * Доклад по теме + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to the classical tradition, , 2010
  • The classical tradition, , 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A companion to Julius Caesar, , 2009
  • A handbook to the reception of classical mythology, , 2017
  • American Caesars : Lives of the US Presidents from Franklin D. Roosevelt to George W. Bush, Hamilton, N., 2011
  • Brill's companion to the classics, fascist Italy and nazi Germany, , 2018
  • Brill's companion to the reception of classics in international modernism and the avant-garde, , 2016
  • Classics and imperialism in the British Empire, , 2010
  • Classics and national cultures, , 2010
  • Classics for the masses : shaping Soviet musical identity under Lenin and Stalin, Fairclough, P., 2016
  • Cleopatra : queen, lover, legend, Hughes- Hallett, L., 2006
  • Hellenism in Byzantium : the transformations of Greek identity and the reception of the classical tradition, Kaldellis, A., 2011
  • Liberalism in the classical tradition, Mises von, L., 1985
  • Thinking men : masculinity and its self-representation in the classical tradition, , 2011
  • Античная традиция в русской и зарубежной литературе : монография, Никола, М. И., 2022
  • Античное наследие в культуре Возрождения, отв. ред. В. И. Рутенбург, 285 с., , 1984
  • Античное наследие в русской архитектуре николаевского времени : его изучение и творческая интерпретация, Нащокина, М. В., 2011
  • Античное наследие и культура раннего Средневековья : конец V - VII в., Уколова, В. И., 2010
  • Век Просвещения. Вып.4: Античное наследие в евпропейской культуре XVIII века, , 2012
  • Рецепция античного наследия: движение "живой латыни" : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03, Следников, А. Г., 2017

Авторы

  • Алмазова Наталья Сергеевна