2024/2025
Женщина как субъект и объект истории искусства
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Само слово «художник» автоматически предполагает, что речь идет о мужчине. При этом выставки последних лет демонстрируют, насколько достойное место могли занимать женщины в этой профессии. Можно ли с первого взгляда отличить женское произведение искусства от мужского? Существует ли разница в выборе сюжетов, построении композиционного пространства, характере работы кистью?
В 70-х годах прошлого века американская историк искусства Линда Нохлин задалась вопросом: «Почему не было великих художниц?» и сама постаралась ответить на него в одноименной статье. Десятилетием позднее в области западного искусствознания случилось «феминистическое вторжение». С этого момента сторонники этого направления социальной истории искусства заняли прочные позиции в научном сообществе. По словам Гризельды Поллок, речь идет о «сдвиге парадигмы, которая перепишет всю историю культуры». Имена женщин-художниц XX-XXI столетий знакомы сегодняшнему зрителю, но что известно о творчестве «старых мастеров», поскольку выражение «старые мастерицы» имеет совершенно иной смысл?
В рамках данного курса слушатели познакомятся с творчеством женщин-художниц от античности до наших дней. Основной задачей является изучение помимо новых творческих судеб, особенностей исторического и социокультурного контекстов, в которых развивались и достигали (или не достигали) признания художницы. На семинарских занятиях студенты освоят понятийный аппарат и познакомятся с методологией и оптикой мужских и женских исследований в области изобразительного искусства.