• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Женщина как субъект и объект истории искусства

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Само слово «художник» автоматически предполагает, что речь идет о мужчине. При этом выставки последних лет демонстрируют, насколько достойное место могли занимать женщины в этой профессии. Можно ли с первого взгляда отличить женское произведение искусства от мужского? Существует ли разница в выборе сюжетов, построении композиционного пространства, характере работы кистью? В 70-х годах прошлого века американская историк искусства Линда Нохлин задалась вопросом: «Почему не было великих художниц?» и сама постаралась ответить на него в одноименной статье. Десятилетием позднее в области западного искусствознания случилось «феминистическое вторжение». С этого момента сторонники этого направления социальной истории искусства заняли прочные позиции в научном сообществе. По словам Гризельды Поллок, речь идет о «сдвиге парадигмы, которая перепишет всю историю культуры». Имена женщин-художниц XX-XXI столетий знакомы сегодняшнему зрителю, но что известно о творчестве «старых мастеров», поскольку выражение «старые мастерицы» имеет совершенно иной смысл? В рамках данного курса слушатели познакомятся с творчеством женщин-художниц от античности до наших дней. Основной задачей является изучение помимо новых творческих судеб, особенностей исторического и социокультурного контекстов, в которых развивались и достигали (или не достигали) признания художницы. На семинарских занятиях студенты освоят понятийный аппарат и познакомятся с методологией и оптикой мужских и женских исследований в области изобразительного искусства.