• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Женщина как субъект и объект истории искусства

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению особого подхода в истории изобразительного искусства. Само слово «художник» автоматически предполагает, что речь идет о мужчине. При этом выставки последних лет демонстрируют, насколько достойное место могли занимать женщины в этой профессии. Можно ли с первого взгляда отличить женское произведение искусства от мужского? Существует ли разница в выборе сюжетов, построении композиционного пространства, характере работы кистью? В 70-х годах прошлого века американская историк искусства Линда Нохлин задалась вопросом: «Почему не было великих художниц?» и сама постаралась ответить на него в одноименной статье. Десятилетием позднее в области западного искусствознания случилось «феминистическое вторжение». С этого момента сторонники гендерного подхода в изучении истории искусства заняли прочные позиции в научном сообществе. По словам Гризельды Поллок, речь идет о «сдвиге парадигмы, которая перепишет всю историю культуры». Имена женщин-художниц XX-XXI столетий знакомы сегодняшнему зрителю, но что известно о творчестве «старых мастеров», поскольку выражение «старые мастерицы» имеет совершенно иной смысл? В рамках данного курса слушатели познакомятся с творчеством женщин-художниц от античности до наших дней. Основной задачей является изучение помимо новых творческих судеб, особенностей исторического и социокультурного контекстов, в которых развивались и достигали (или не достигали) признания художницы. На семинарских занятиях студенты освоят понятийный аппарат и познакомятся с методологией и оптикой гендерных исследований в области изобразительного искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство студентов с т.н. «женской историей искусства», с творческими биографиями художниц разных исторических эпох
  • • формирование у студентов представления о художественном процессе от работы в мастерской/обучения в академии до конечного покупателя и о возможностях художниц полноценно участвовать в нём на разных исторических этапах;
  • • знакомство с деятельностью женщин, являющихся ключевыми персоналиями в арт-бизнесе и анализ их влияния на развитие арт-рынка на разных исторических этапах, включая современность;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знакомство с основами социального женского подхода в искусствознании;
  • • знакомство с т.н. «женской историей искусства», с творческими биографиями художниц разных исторических эпох
  • • знание основных исторических этапов развития истории искусства и понимание взаимосвязи с политической, экономической и социокультурной реальностью в области гендерной проблематики;
  • • совершенствование навыков публичных выступлений и дискуссий: умения последовательно, содержательно и аргументированно формулировать и излагать собственное видение проблем социального женского аспекта в искусствознании, способов их анализа и возможных путей разрешения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • I. Введение. Изобразительное искусство античности и средневековья в оптике гендерных исследований.
  • II. Художницы эпохи «старых мастеров».
  • III. Искусство XX века и актуальное искусство в оптике социальных женских исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Аудиторная активность + 0.6 * Домашнее задание + 0.1 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Женщина модерна : гендер в русской культуре 1890 - 1930-х годов, , 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в гендерные исследования : учеб. пособие для вузов, Костикова, И. В., 2005
  • Введение в гендерные исследования. Ч.1: ., Гапова, Е., 2001
  • Введение в гендерные исследования. Ч.2: Хрестоматия, , 2001
  • Гендер в советском неофициальном искусстве, Авраменко, О., 2021
  • Равноправные : история искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х, Доэрти, М., 2021
  • Рождение советской женщины : работница, крестьянка, летчица, "бывшая" и другие в искусстве 1917 - 1939 годов, Плунгян, Н. В., 2023

Авторы

  • Назарова Ольга Алексеевна