• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

ИИ как объект исследования и инструмент гуманитарного образования

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этот небольшой курс посвящен узкой области использования искусственного интеллекта (ИИ). Гуманитарий работает с текстами, созданными интеллектом человека. Поэтому у курса две цели. Первая цель: дать студентам практические навыки использования инструментов ИИ при работе с текстами. Тестируя генеративные модели ИИ, мы проверим основные мифы об ИИ (галлюцинации, компиляции, статистика, смыслы, логика, абстрактные рассуждения, вычисления, новые идеи, память, эмоции и т.д.). Разберемся, почему ИИ по-новому ставит проблему академической честности, сформулируем прямые и косвенные признаки использования ИИ. Совместно и индивидуально попрактикуемся, как студентам этически использовать популярные сервисы ИИ (для мозгового штурма, обобщения и систематизации знаний, обзора литературы, планирования текста, построения аргументации, перевода, редактирования текста и т.д.). Вторая цель: взглянуть на ИИ как на новый объект, благодаря изучению которого мы сможем лучше понять механизмы работы человеческого мышления. Для этого мы попробуем перейти с технического инструментального уровня, на другие уровни объяснения (лингвистический, семантический, психологический, социальный, эпистемологический, онтологический). Здесь нам понадобится обзорное введение в философскую рефлексию о проблемах соотношения «сознание-тело» и «сознание-мышление». Студенты узнают, что говорят об ИИ современные теории в когнитивных науках и философии сознания. Поскольку продолжительность курса небольшая, предполагается, что студенты определенную часть материала будут осваивать самостоятельно. Не только семинары, но и часть лекций планируется в режиме групповой интерактивной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Дать студентам практические навыки использования инструментов ИИ как при обучении, так и в гуманитарных исследованиях. 2. Показать, как понимание принципов работы ИИ позволяет лучше понимать функционирование человеческого языка, мышления и сознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь различать понятия: интеллект (естественный и искусственный), мышление, когнитивные способности. Уметь объяснять общие принципы работы LLM. Уметь анализировать связь этих принципов с концепциями в философии языка, когнитивной лингвистике и философии сознания.
  • Иметь практические навыки использования инструментов ИИ при работе с текстами. Уметь анализировать проблемы академической честности, связанные с ИИ, и пути их решения.
  • Уметь описать возможные способы применения ИИ в гуманитарных исследованиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зачем ИИ гуманитарию. Понятия, типы и элементы ИИ.
  • LLM и философия языка
  • ИИ в гуманитарном образовании. Часть 1
  • ИИ и философия сознания. Интеллект искусственный против естественного.
  • ИИ в гуманитарном образовании. Часть-2
  • Агентность, творчество и будущее ИИ.
  • Презентации групповых проектов студентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по лекции
  • неблокирующий Домашнее задание
    Могут быть групповыми или индивидуальными в форме практических заданий по работе с инструментами ИИ, обзора статей или рефлексивного эссе по проблеме
  • неблокирующий Итоговый проект в мини группах
    Каждая группа представляет проект с предложением конкретного использования ИИ в гуманитарном образовании или исследовании
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Домашнее задание + 0.38 * Итоговый проект в мини группах + 0.32 * Тесты по лекции
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барышников, П. Н.  Философия языка: исторические перспективы : учебник для вузов / П. Н. Барышников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13119-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519148 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Искусственный интеллект. Современный подход. Т.1: Решение проблем: знания и рассуждения, Рассел, С., 2021
  • Искусственный интеллект. Современный подход. Т.2: Знания и рассуждения в условиях неопределенности, Рассел, С., 2021
  • Искусственный интеллект. Современный подход. Т.3: Обучение, восприятие и действие, Рассел, С., 2022
  • Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии, Бостром, Н., 2016
  • Может ли машина мыслить? (С прил. ст. Дж. фон Неймана "Общая и логическая теория автоматов"), Тьюринг, А., 1960
  • Трудная проблема сознания, Васильев, В. В., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19824 - М.Бруссард - Искусственный интеллект: Пределы возможного - 9785001392309 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19824
  • Идиот или гений? : как работает и на что способен искусственный интеллект, Митчелл, М., 2022
  • Искусственный интеллект в образовании : перспективы и проблемы для преподавания и обучения, Холмс, У., 2022
  • Колесникова, С. М.  Когнитивная лингвистика : учебник для вузов / С. М. Колесникова, Е. В. Алтабаева, А. Т. Грязнова ; под редакцией С. М. Колесниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15454-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520470 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Сознающий ум : в поисках фундаментальной теории, Чалмерс, Д., 2013

Авторы

  • Терехович Владислав Эрикович