• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Христианские традиции России и Европы: верования и институты

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Главная задача - разобраться в том, как в позднее средневековье и раннее Новое время христианство «функционировало» в культуре Запада (католицизм и протестантские конфессии) по сравнению с культурой восточного христианства (византийско-православные традиции в истории Руси и России). Эта проблематика есть проблематика именно сравнительного изучения роли христианских традиций в том, например, как «переживаемая религия» сказывалось на социальных и политических институтах соответствующих стран? Как различия в понимании греха, греховности, «большой» и «малой» эсхатологий сказывались на общественном и индивидуальном «самочувствии» французов и поляков, на их отношении к власти, к насилию, к смерти? Как две традиции решали вопрос об отношениях с миром ислама, с язычеством, с иудаизмом? Как решали вопрос о свободе и социальной справедливости?Предлагаемый курс - поисково-аналитический, то есть он предлагает не столько сумму «канонизированных» знаний, сколько ряд подходов, которые не содержат готовых решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Другая задача этой части курса - помочь студентам разобраться, во-первых, в том, как в Средние века тексты Библии «функционировали» в культуре западного христианства (католицизм и протестантские конфессии) во сравнению с культурой восточного христианства (Византия и византийско-славянское православие).
  • Главная задача первой части курса: познакомить студентов с религиоведческими методологиями исследования христианских религиозных верований, институтов, обрядов в истории Европы Средних веков и Нового времени.
  • Как и все другие курсы ВШЭ, наши курсы будут чередовать лекции и семинары, а это значит, что студенты должны будут еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию тексты первоисточников, статьи, главы из монографий и подготавливать ответы на поставленные заранее вопросы. Это предполагает, что объем самостоятельного чтения в каждом курсе умеренно велик. Значительная часть обязательного и рекомендуемого чтения будет доступна в формате pdf или в сети.
  • Невозможно поставить целью дать систематическое освещение поставленных в курсах проблем, и поэтому многие темы рассматриваются лишь в нескольких избранных измерениях, на основе ряда релевантных примеров и case studies.
  • Наш подход к истории религиозных традиций – принципиально внеконфессиональный и внеаксиологический, то есть религиозные традиции понимаются как культурные конструкты в ряду многих других. Европа понимается как географическое пространство от Урала до Атлантики. Под Средними веками понимается период до открытия Америки Колумбом; под Новым временем – XVI - XX вв.
  • Познакомить студентов с состоянием знаний о функциях и «удельном весе» религиозных факторов в социальной и культурной эволюции европейских (главным образом) и не-европейских обществ (от древности и Средних веков до современности).
  • Помочь студентам осмыслить и анализировать роль специфических конфессиональных различий внутри христианства (католические, византийско-православные, протестантские конфессиональные традиции), а также и различий между христианскими и не-христианскими традициями
  • в том, как именно религия сказывалась и сказывается на эволюции европейских и неевропейских обществ. - Научить студентов анализировать проблематику связи исторических особенностей развития России и других стран с особенностями религиозных традиций, присутствовавших и присутствующих на её (их) территории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки системного анализа явлений и процессов в истории христианств в Европе;
  • Студент может критически воспринимать и анализировать различные подходы к проблемам истории христианства, ислама, иудаизма в общеисторическом контексте.
  • Студент способен анализировать социально-значимые аспекты исторической траектории отношений религий государств и обществ Европы
  • - иметь навыки системного анализа явлений и процессов в истории христианств в Европе;
  • Умение работать с первоисточниками.
  • Знакомство с религиозными традициями поздней античности, средних веков, нового и новейшего времени.
  • Студент демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования
  • Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1.
  • Лекция 2. Семинар 1
  • Лекция 3. Семинар 2.
  • Лекция 4. Семинар 3.
  • Лекция 5. Семинар 4.
  • Лекция 6. Семинар 5.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Активность + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Братья Карамазовы : роман, Достоевский, Ф. М., 2007
  • Византийское миссионерство : можно ли сделать из "варвара" христианина?, Иванов, С. А., 2003
  • Вопросы истории. N.10, , 1995
  • Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : Сборник научных трудов, Захаров, В. Н., 1994
  • Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время : [ридер], Соловьев Э.Ю., 0000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVII вв.) : пер. с фр., Делюмо Ж., 2003
  • Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии, пер. с англ. М. А. Бойцова, А. Ю. Серегиной, 2-е изд., испр., 745 с., Канторович, Э. Х., 2015
  • Средневековая Европа: Восток и Запад, Бойцов, М. А., 2015
  • Цивилизация Возрождения, Делюмо Ж., Эльфонд И., 2006
  • Цивилизация средневекового Запада : пер. с фр., Ле Гофф, Ж., 2000

Авторы

  • Дмитриев Михаил Владимирович
  • Молотов Кирилл Игоревич