2024/2025
Женский вопрос в России: философские и эстетические перспективы
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Климова Светлана Мушаиловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматриваются следующие темы. 1. Зарождение «женского вопроса» в Европе и России в сер.19в. Дж. Милль «Подчиненность женщины» - катехизис феминизма и реакция на этот текст в России (Страхов, Розанов, Толстой). 2 Мужской взгляд на женский вопрос: М. Михайлов «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860); Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Н. Страхов «Женский вопрос» (1870). В. Розанов «Женское образовательное движение 60-х годов», Н. Лесков «Русские женщины и эмансипация» (1860). 3. Женский вопрос в контексте традиционной морали и ролей (на примере русской литературы: Тургенев (тургеневские девушки: миф и реальность; Достоевский (два типа: инфернальный и святой), Толстой (от «Анны Карениной» к «Крейцеровой сонате»), А.П. Чехов «Душечка». 4. Модернистские проекты в решении женского вопроса: Н.Г. Чернышевский, В. Соловьев, Н. Федоров. 4. Формирование концепций женского вопроса в российской публицистике (нач.20 в.). 5. Революция и женский вопрос: А. А. Кальманович, А.М. Коллонтай, И. Арманд и др.): кружки, союзы, пропаганда (плакаты, музыкальные произведения, поэзия) Новый взгляд на любовь: теория «стакана воды» и «крылатый Эрос». Тема реформирования патриархального брака в публицистике 1920-х гг, , Женщина и материнство в публицистике 1920-х гг. 6. Феминистические практики вначале 20века и в СССР (М. В. Трубникова, Н. В. Стасова и А. П. Философова); возврат к традициям в советской литературе и искусстве. Женский взгляд в советскую эпоху: О. Форш, В. Панова, О. Бергольц и др. Также проясняются понятий: пол, гендер, феминизм, эмансипация.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса: рассмотреть различные подходы к женскому вопросу в "мужской литературе" и эндоцентрическом искусстве (Male Gaze); показать пути ее идеализации в искусстве и трагизм реального положения женщин в дореволюционной России. Описать истоки и специфику гендерного подхода в литературе; марксистского феминизма, сопоставить с другими видами феминизма; описать женский вопрос в современном кинематографе
Планируемые результаты обучения
- познакомить с процессом формирования male gaze в философии и искусстве; ввести в контекст освоения базовых понятия проблематики: гендер, мужской взгляд, феминизм и традиционализм.
- сформировать навык самостоятельного критического переосмысления школьных стандартов
- сформировать навык самостоятельного критического переосмысления гендерных стандартов
- сформировать навык самостоятельного критического переосмысления гендерных стереотипов и идеологических клише
- показать эволюцию толстовского мировоззрения на публицистическом материале
- освоение идейных, социальных и культурных причин сексуальной - социальной революции
- сформировать навыки сравнительного анализа образов, выявление типичных и особенных черт
- способность различать типологию женских образов в литературе и искусстве: от романтического к реалистическому и модерну. Понимание сути дилеммы: идеал и чувства.
- формирование навыков аналитического мышления на примере типологизации женских образов в русской литературе
Содержание учебной дисциплины
- Андроцентрическая культура: генезис, основные понятия, примеры
- Женский идеал в мужской художественной литературе (От Пушкина до Толстого)
- Классическая типология женщин в русской литературе
- Инфернальный тип женищны
- Н.В. Гоголь - в литературе и искусстве кино
- Ф.М. Достоевский: "женщина - хуже бестии": между святостью и страстью
- Н.Г. Чернышевский - что нового в его "новых людях" или: революция должна быть сексуальной?
- Л.Н. Толстой: создатель и разрушитель семейных миров: от консерватизма к модерну
- Революция - это слом традиций и рождение свободной женщины
Элементы контроля
- итоговый контрольэссе весит не менее 30% от накопленной оценки
- индивидуальный проект
- контрольная работа
- экзаменоценка складывается из накопленной (70% семинары плюс эссе / индивидуальный проект) = 50% + 50% экзамен. Автомат выставляется при условии, что все части оценки будут от 8 и выше баллов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st moduleсеминарские занятия - 70% + эссе/индивидуальный проект 30% - накопленная (50%) 50% накопленная+50% экзамен = 1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "... Есть Европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации : Историософские очерки, Кантор, В., 1997
- "Вечные вопросы" в свете науки, философии и религии. Кн.2: Вечные вопросы в свете науки, философии и религии, Штеренберг, М. И., 2004
- "Кто, что я?" : Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах, Паперно, И., 2018
- Анна Каренина : роман, Толстой, Л. Н., 1976
- Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860 - 1930, Стайтс Р., Школьников И.А., 2004
- Женщины Древней Руси, Пушкарева Н.Л., 1989
- Избранные сочинения. Т.1, Гоголь Н.В., 1984
- Инфернальный феминизм, Факснельд, П., 2022
- Николай Гаврилович Чернышевский, 1828-1889, 575 с., Богословский, Н. В., 1955
- Русский феминизм как вызов современности, Юкина, И.И., 2007
- Собрание сочинений. Т. 15: Статьи об искусстве и литературе, Толстой, Л. Н., 1983
- Собрание сочинений. Т. 16: Публицистические произведения, 1855 - 1886, Толстой, Л. Н., 1983
- Феминизм в общественной мысли и литературе, , 2006
- Феминизм и семья: историко-социологический анализ, Филлипс, Ч. Т., 2002
- Философская антропология феминизма : природа женщины: учеб. пособие для вузов, Брандт, Г. А., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Женский вопрос" в жизни и творчестве А. С. Суворина, Макарова, О., 2019