• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

От германцев к Германии 1871 г.: история, культура, наука и искусство

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс посвящён Германии как феномену европейской истории, становление которого нам предстоит проследить, начиная от завоевательных походов тевтонов против Римской империи до франко-прусской войны и образования Германской империи в 1871 г. На протяжении лекций и семинаров студент сможет узнать, на каких языках и диалектах говорили древние германцы и как появился единый германский язык; когда и почему разрозненные германские княжества и города стали осознавать себя единой нацией; какие выдающиеся политики и дипломаты, деятели культуры и искусства внесли наиболее выдающийся вклад в становление немецкой идентичности. Мы будем говорить о том, какими представляли себе германцев-«варваров» древние греки и римляне, почему в Средние века германское племя франков «возродило» Римскую империю после падения Рима и как возникла идея нового объединения Германии в XIX в. На основе письменных и изобразительных источников по немецкой истории мы сможем ярче и полнее представить себе придворный быт и жизнь простого крестьянина, процесс суда на сельском сходе и картины крестьянских восстаний, а также получить представление о кровопролитной и затяжной Тридцатилетней войне 1618-1648 гг., которая навсегда изменила «цивилизационный код» Западной Европы и стала основой для первой системы дипломатических и межгосударственных отношений в XVII в.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные события немецкой истории I в. до н.э. - 1871 г., уметь правильно их позиционировать в контексте всемирно-исторического процесса
  • Иметь представление о роли выдающихся личностей в немецкой истории I в. до н.э. - XIX в. н.э.
  • Знать содержание основных исторических документов немецкой истории Античности, Средних веков и Нового времени до эпохи Отто фон Бисмарка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные архитектурные стили Германии IX-XVI вв., главных представителей Северного Возрождения в литературе и искусстве.
  • Знает основные жанры немецкой литературы IX-XVI вв.
  • Знает политическую и социальную историю Германии XII-XV вв.
  • Знает предпосылки, ход и итоги Тридцатилетней войны
  • Знает причины, ход и последствия борьбы за инвеституру в XI-XII вв., а также соперничества между императорами и папами XII-XIV вв.
  • Знает причины, ход, различные направления и итоги Реформации
  • Имеет представление о Контрреформации как явлении религиозной жизни XVI-XVII в.
  • Имеет представление о политической и социальной структуре Германского королевства IX-XI вв.
  • Имеет представление об основных положениях Вестфальского мира 1648 г.
  • Имеет представление об отражении образа древних германцев в европейской культуре и политической пропаганде Нового и Новейшего времени
  • Ориентируется в истории франков, каролингов, саксонской династии Людольфингов.
  • Ориентируется в полученных сведениях о древних германцах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Древние германцы: история и миф
  • Тема 2. Франкский период истории. Возникновение Германского королевства в IX-XI вв.
  • Тема 3. Соперничество между императорами и папами в XII-XIV вв. Королевство Германия и Крестовые походы.
  • Тема 4. Священная Римская империя XII-XV вв.: притязания и действительность. Император, князья и города. Рейхстаг в XIV-XV вв. и его значение.
  • Тема 5. Культура средневековой Германии.
  • Тема 6. Реформация. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир.
  • Тема 7. Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789)
  • Тема 8. Германия от Фридриха Августа III до Бисмарка (1786-1871)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум представляет собой устную беседу с каждым студентом по заранее выданным билетам или по тем вопросам, которые преподаватель задаёт непосредственно в момент сдачи элемента контроля. Сдача коллоквиума происходит на последнем семинарском занятии в модуле и включает в себя ответ на вопросы по политической, социальной, экономической и культурной истории Германии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Коллоквиум + 0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bonwetsch, B., & Galaktionov, J. (2008). История Германии. Том 1. С древнейшых времен до создания Германской империи. KDU, Moskau.
  • Bonwetsch, B., & Galaktionov, J. (2008). История Германии. Том 3. Документы и материалы. KDU, Moskau.
  • TKACHENKО, R. (2017). The Reformation and Early Modern Europe: A Guide to Research. Edited by David M. Whitford ; Реформация и Европа раннего модерна: руководство к исследованию.
  • Корчагина, Л. (2013). Королевская (императорская) власть в Германии в х–хiii вв.
  • Меринг, Ф.  История Германии с конца Средних веков / Ф. Меринг ; переводчик И. И. Скворцов-Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08572-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425600 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Родин, О. Ф.  История Германии : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Ф. Родин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 398 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07593-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/423339 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Oleh Shepetyak. (2018). The Christianity of Franks: the Formation of the Vector of European Civilization. Українське Pелігієзнавство, 86. https://doi.org/10.32420/2018.86.703
  • SARAKAEVA ELINA ALIEVNA. (2016). Nibelungs on the margins: transformation of the Nibelungen legend in the folklore of German-Scandinavian frontier. Журнал Фронтирных Исследований, 4.
  • А. С., М., & Г. И., М. (2018). Национальный Код Как Смысловое Ядро Поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» В. Садовника. Bulletin of the MSRU. Series Russian Philology, 5, 195–204. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2018-5-195-204
  • Артамошкина, Л. Е. (2015). История Немецкой Литературы В Контексте Западноевропейской Культуры.
  • Бережная Наталья Александровна, Лурье Зинаида Андреевна, & Мигунова Анастасия Викторовна. (n.d.). Коллоквиум «Гейдельберг И Тридцатилетняя Война» (17 Апреля 2018 Г.).
  • Вершинин, А. (2009). Гриммельгаузен И Нажива: Традиция И Ее Ментальные Мутации На Германской Почве Кануна Нового Времени.
  • Добролюбов, Н. А. Очерк истории немецкой литературы... Составлен О. Шталем / Н. А. Добролюбов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 3 с. — ISBN 978-5-507-11547-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/8270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • История среднегерманских земель в документах XIV-XVI веков: от средневековья к раннему новому: Учебное пособие / Чиркин В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009078-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/421872
  • История Средних веков : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Осиновский [и др.] ; под редакцией И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2745-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432896 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кулаков В.И. (2015). Король Без Дружины Или Дружина Без Короля. Археологический Комментарий К Феномену Потестарности У Древних Германцев.
  • Лазарева, А. В. (2014). «Дочь греха»: образ Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) в немецкой публицистике XVII века ; «Daughter of sin»: the image of Thirty years’ War (1618-1648) in the German journalism of the 17th century.
  • Лисейко, Л. В. (2016). Lyrics of the Staufener Age ; Лирика штауфенского периода ; ЛІРИКА ШТАУФЕНСЬКОГО ПЕРІОДУ.
  • Рыкунова Анна Б орисовна. (2015). К Вопросу О Научной И К Ультурной Рецепции «Песни О Нибелунгах». Шаги/Steps, 1(2).
  • САРАКАЕВА ЭЛИНА АЛИЕВНА, & ЛЕБЕДЕВА ИРЭНА ВАЛЕРЬЕВНА. (2016). Анализ Образа Дитриха Бернского В «Песне О Нибелунгах»: Аксиологический Подход. Филологические Науки. Вопросы Теории и Практики, 1–1 (55).
  • Сорокина, Е. (2009). К Вопросу О Количестве Членов В Некоторыхдревнегерманских Социальных Объединениях. ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 7.
  • ТИШАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, & ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2016). Кризис И Трагедия Континента. Тридцатилетняя Война (1618-1648) В Событиях И Коллективной Памяти Европы / Науч. Ред. И Сост. Ю. Е. Ивонин И Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1635E096
  • Усунарис, Х. (2014). ДИСКУРС И ПРАКСИС В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ: убийство Валленштейна (1634) в испанских хрониках и донесениях о событиях.
  • Фалалеева, И. (2009). Правовая Обрядность У Салических Франков: Попытка Интерпретации.
  • Эман И.Е. (n.d.). 2020.02.005. Лучицкая С.И. Крестовые Походы. Идея И Реальность. - Спб.: Наука, 2019. - 398 С.

Авторы

  • Земляков Михаил Вячеславович