• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История латинского языка

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается изучение сравнительно-исторической грамматики латинского языка и обсуждение проблем, связанных с его функционированием в античной культуре. Дисциплина призвана сформировать у студентов целостное представление о ключевых этапах истории латинского языка, а также познакомить студентов с методами сравнительно-исторического анализа и другими инструментами лингвистического анализа. В ходе семинарских занятий, в том числе, предполагается обсуждение возможностей использования инструментов ИИ в лингвистических исследованиях и работе с корпусами латинских текстов. Пререквизитом к изучению дисциплины является знание латинского и греческого языка. Пререквизиты: знание латинского и древнегреческого языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о фонетических и морфологических особенностях латинского языка в хронологической и географической перспективе;
  • закрепить полученные сведения об использовании сравнительно-исторического и других современных методов при анализе лингвистического материала.
  • познакомить студентов с наиболее репрезентативными памятниками латинской словесности, иллюстрирующими определенные этапы в истории языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные положения и концепции теории и истории латинского языка; умеет работать с соответствующими электронными ресурсами, справочной и научной литературой, свободно оперировать научной терминологией, применять приобретенные знания в работе с латинскими текстами.
  • Студент знает основные проблемы современного индоевропейского языкознания и способы их решения, понимает методологические трудности, связанные с применением сравнительно-исторического метода, роли историко-лингвистических фактов и процессов в реконструкции доисторической культуры; умеет работать с соответствующими электронными ресурсами и справочной и научной литературой, свободно оперировать научной терминологией и условной нотацией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • I. Система латинского языка на индоевропейском языковом фоне.
  • II. Латинский язык в историческую эпоху.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clackson, J., & Horrocks, G. C. (2007). The Blackwell History of the Latin Language. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209529
  • Sihler, A. L. (1995). New Comparative Grammar of Greek and Latin. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=352703

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Buck, C. D. 1866-1955. (1904). A grammar of Oscan and Umbrian with a collection of inscriptions and a glossary. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A6C49C5
  • КАСЬЯН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, & СТАРОСТИН ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Новые Методы В Генеалогической Классификации Языков И Лингвистической Реконструкции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAEDBCD5

Авторы

  • Казанская Мария Николаевна.
  • Хомченкова Варвара Валентиновна