• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Литература изучаемого региона (Ближний Восток)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 114

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Литература изучаемого региона (Ближний Восток)» являются: ознакомление студентов с историей возникновения и развития литературного процесса на Ближнем Востоке, его причинами, характером развития и результатами; изучение характерных особенностей и специфика жанрового своеобразия литературного процесса на Ближнем Востоке от Средних веков до современного этапа; изучение значимых письменных и устных памятников региона от Средних веков до его современного этапа современного Ближнего Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление студентов с историей возникновения и развития литературного процесса в странах Востока; его причинами, характером развития и результатами;
  • - изучение характерных особенностей и специфика жанрового своеобразия литературного процесса в странах Ближнего Востока от Средних веков до современного этапа;
  • - изучение значимых письменных и устных памятников региона от Средних веков до его современного этапа современного Ближнего Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и распознает жанры тюркской и турецкой литературы VIII - XXI веков, определяет их характерные особенности, называет основных представителей и литературные памятники соответствующих эпох.
  • Знать основные произведения классической и современной персидской литературы, владеть сведениями об их авторах
  • Знать периодизацию классической и современной персидской литературы, уметь рассказать об основных чертах каждого периода
  • Иметь представление об истории становления и развития основных жанров классической и современной персидской литературы.
  • Знает и распознает жанры арабской литературы XIX- XXI веков, определяет их характерные особенности, называет основных представителей и литературные памятники соответствующих эпох.
  • Владеет базовой терминологией. Анализирует основные тенденции развития джахилийской литературы. Анализирует основные тенденции развития арабской литературы в Омейядский и Аббасидский периоды. Анализирует народную литературу. Сравнивает адаб, народную литературу и макамы, выделяет основные общие и отличительные черты. Сравнивает художественную и научную литературу халифата, выделяет основные общие черты развития.
  • Сравнивает классическую арабскую литературу и литературу эпохи ан-Нахды, выделяет основные отличительные черты развития арабской литературы в Новое время.
  • Выделяет основные характеристики развития арабской литературы в Новейшее время.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Турецкая литература (XIX-XX вв.)
  • Литература арабских регионов и стран XIX - начала XXI веков
  • Литература на новоперсидском языке
  • Блок 1. Классическая арабская литература
  • Блок 2. Арабская литература Нового времени
  • Блок 3. Современная арабская литература (21 век)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий накопленная (сводная по трем блокам)
    В 3-4 модулях завершается изучение арабского блока, а также изучаются турецкий и иранский блоки. Накопленная оценка по трем блокам за 3-4 модули выводится по формуле: 50% - араб.блок, 25% - перс.блок, 25% - тур.блок Каждый преподаватель выставляет накопленную по своему блоку по формуле: 0.5 семинары и 0.5 итоговая письменная работа (по каждому блоку проводится 1 письменная работа). Письменные работы представляют собой тесты: - арабский блок: тест из 15 вопросов - турецкий блок: тест из 10 вопросов - иранский блок: тест из 15 вопросов
  • неблокирующий эссе
    Экзамен представляет собой эссе на одну из списка тем, предложенных преподавателями, на выбор. Каждый студент выбирает свою собственную тему. Повторение тем у 2 и более студентов не допускается.
  • неблокирующий семинары
    В 1-2 модулях изучается материал только арабского блока. Накопленная оценка за 1-2 модули выводится по формуле: 0.5 семинары и 0.5 итоговые письменные работы (предусмотрены две работы – в 1 и 2 модулях; выводится среднее арифметическое). Экзаменационная оценка в зимнюю сессию выставляется по накопленной. Семинары арабского блока включают такие виды контроля, как чтение оригинального текста и его устный перевод, обсуждение текста произведения, прочитанного на русском языке, декламация поэзии наизусть, презентация по изученной теме, круглый стол по арабской литературе.
  • неблокирующий итоговые письменные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * итоговые письменные работы + 0.5 * семинары
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * накопленная (сводная по трем блокам) + 0.5 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арабская литература в Средние века : арабская литература VIII - IX веков, Фильштинский, И. М., 1978
  • История арабской литературы, V - начало X века, Фильштинский, И. М., 2010
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.1: ., , 2009
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.2: ., , 2010
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.3: ., , 2010
  • Хрестоматия по современной арабской литературе. Ч.1: ., Шуйская, Н. М., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Другие цвета : избр. очерки и эссе, Памук, О., 2008
  • Тюрки : двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии, Бартольд, В. В., 2018
  • Тюркское языкознание. Филология. Руника, Самойлович, А. Н., 2005

Авторы

  • Гимон Елена Викторовна
  • Перлова Юлия Валерьевна