Бакалавриат
2024/2025
Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на предоставление теоретических и методологических ориентиров для социологического исследования и практической реализации в профессиональной деятельности принципов разнообразия, равенства и инклюзии (Diversity, Equity, Inclusion=DEI). Разнообразие, равенство и инклюзия (DEI) – новые понятия в лексиконе российских чиновников, компаний, деятелей гражданского общества и представителей сферы культуры. И хотя их уже используют в бизнес-консалтинге и гуманитарной сфере, далеко не все группы нашего общества знакомы с этими принципами или безоговорочно разделяют их. В публичной сфере ведется активная полемика в отношении трактовки DEI и их уместности в российской действительности. В чем состоят основные аргументы сторонников и противников DEI, на каких уровнях и в каких сферах и организациях эти принципы уже применяются, к чему это ведет и как оценить процесс и результаты изменений? С какими противоречиями сталкиваются последователи концепции DEI в повседневной жизни? Какие барьеры им необходимо учитывать при разработке стратегии DEI в образовании, бизнесе, социальной сфере, в учреждениях культуры? Какова реальная и потенциальная роль социолога в продвижении принципов DEI на разных уровнях? В этом курсе мы остановимся на четырех основных сферах, требующих внимания социологов для успешной имплементации и развития принципов разнообразия, равенства и инклюзии: общественного мнения, принятия решений, повседневности, репрезентаций. Слушатели познакомятся с пулом теоретических работ, включая критическую теорию, и эмпирических исследований, выполненных в разных методологических традициях, проанализируют ряд ключевых международных и российских нормативных документов, на разных уровнях регламентирующих политику DEI, станут участниками мастер-классов, проводимых приглашенными представителями бизнеса, медиа, арт-среды, третьего сектора. Такая структура курса позволит студентам-социологам сформировать собственное видение перспектив формирования инклюзивного общества в России, получить опыт участия в исследовательских проектах Международной лаборатории исследований социальной интеграции и познакомиться с практиками реализации принципов DEI в разных институциональных контекстах (образование, трудоустройство, культурные институции, бизнес, социальная политика, сервисы).
Цель освоения дисциплины
- Курс нацелен на предоставление теоретических и методологических ориентиров для социологического исследования и практической реализации в профессиональной деятельности принципов разнообразия, равенства и инклюзии (Diversity, Equity, Inclusion=DEI).
Планируемые результаты обучения
- Владеет базовыми знаниями об основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем; демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий различных направлений и школ социологии (позитивизм, функционализм, социальный конструктивизм, социология повседневности и др.)
- Владеет базовыми знаниями о современных практиках реализации принципов DEI на уровне политических институтов
- Понимает особенности проявления принципов DEI в контексте различных политических систем
- Владеет понятийным аппаратом Н. Фрейзер, Х. Арендт, М. Фуко и Р. Ленуар для анализа публичной сферы
- Умеет корректно использовать концептуальный аппарат, изученный в рамках курса, применительно к сфере труда
- Имеет базовые знания о роли социально ориентированного бизнеса в практической реализации ценностей DEI
- Имеет базовые знания о проблематике DEI в сфере образования
- Имеет представление о современных практиках управления социальным и культурным разнообразием в образовательных учреждениях
- Имеет базовые знания о проблематике DEI в сфере культуры
- Имеет представление о современных инклюзивных практиках в культурных институциях
Содержание учебной дисциплины
- Разнообразие, равенство и инклюзия (DEI): социальные теории
- DEI: уровни и формы
- DEI в исследованиях, политике и практике
- Равенство и справедливость в теории и на практике
- Разнообразие, равенство и инклюзия в области трудоустройства
- Продвижение повестки разнообразия, равенства и инклюзии со стороны бизнеса
- Инклюзия в образовании
- Дружелюбная образовательная среда: модели, субъекты, практики
- Разнообразие, равенство и инклюзия в культуре
Элементы контроля
- Аудиторная работа 2 модуль
- Отзыв на проект другой группы
- Аудиторная работа 1 модуль
- Драфт проектной заявки
- Групповой проект
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Аудиторная работа 1 модуль + 0.25 * Аудиторная работа 2 модуль + 0.25 * Групповой проект + 0.15 * Драфт проектной заявки + 0.1 * Отзыв на проект другой группы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Новый социальный вопрос : переосмысливая государство всеобщего благосостояния, Розанваллон, П., 1997
- Основные понятия в социологии, Гидденс, Э., 2021
- Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. — Москва : Академический Проект, 2018. — 530 с. — ISBN 978-5-8291-2255-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132840 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Социокультурный анализ нетипичности, Ярская-Смирнова, Е. Р., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Публичная сфера: теория, методология, кейс стади : коллективная монография, Трубина, Е. Г., 2013