Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Когнитивные и аффективные процессы

Статус: Курс по выбору (Когнитивная нейробиология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Неклюдова Анастасия Константиновна, Поликанова Ирина Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Когнитивные и аффективные процессы» предназначен для студентов третьего курса бакалавриата по направлению «Когнитивная нейробиология». Курс представляет собой введение в нейрофизиологические механизмы познавательных (когнитивных) процессов и эмоции. Рассматриваются данные исследований с участием клинических и неклинических групп населения и теоретические подходы в области познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и эмоций, а также их взаимодействия. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Когнитивные и аффективные процессы», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Когнитивная нейробиология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; образовательной программой «Когнитивная нейробиология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Когнитивная нейробиология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Вариативная часть» Учебного плана Когнитивная нейробиология и относится к вариативной профильной части. Осваивается на 3 курсе. Изучение данной дисциплины базируется на курсах «Анатомия и физиология человека», «Основы нейробиологии», «Психофизиология». Основные положения дисциплины «Нейрофизиология и психофизиология экстремальных состояний» будут использоваться при освоении дисциплин специализации «Нейрофизиология» и при практической подготовке студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках данной дисциплины планируется знакомство студентов с фундаментальными нейробиологическими и психофизиологическими механизмами, лежащими в основе когнитивных и аффективных процессов нервной системы. К таким процессам относятся память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия, а также эмоции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции
  • Даёт определение эмоции, выделяет основания для классификации видов эмоций
  • Знает основные виды когнитивных процессов и их нейронные корреляты.
  • владеет основными понятиями и терминологией когнитивных процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Ощущения и восприятие
  • Внимание и эмоциональные процессы
  • Память
  • Принятие решений, самоконтроль и эмоции
  • Эмоциональная регуляция и когнитивные процессы
  • Цели и эмоции
  • Речь
  • Современные технологии в реабилитации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Итоговый тест + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
  • Richard J. Davidson, Klaus R. Scherer, & H. Hill Goldsmith. (2003). Handbook of Affective Sciences. Oxford University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
  • Ochsner K., Kosslyn S. M., Kosslyn S. M. (ed.). The Oxford Handbook of Cognitive Neuroscience, Volume 1: Core Topics. – Oxford University Press, 2013. – Т. 1.

Авторы

  • Яхина Мария Рафаиловна
  • Мартынова Ольга Владимировна