• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Социоэкономика

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях ускорения темпов изменений, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными аспектами развития растет потребность в экономистах и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений и умеющих применять эти знания в управлении (компаниями, отраслями, некоммерческими организациями, поселениями, регионами и др.). Решению этой задачи содействует стремительно развивающаяся в последние два десятилетия социоэкономика. С учетом круга практических проблем, с которыми сталкиваются выпускники экономических факультетов, данный курс базируется на более широкой - междисциплинарной - основе, но главную роль отводит экономическому подходу. Цель курса - показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению широкого (и постоянно растущего) класса практических задач способно содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области. В результате освоения дисциплины «Социоэкономика» студенты должны уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о базовых принципах социоэкономического подхода, его возможностях и ограничениях, закономерностях связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства систем разных уровней.
  • Развитие компетенций, связанных с системным и многоаспектным анализом актуальных социально-экономических процессов и проблем (на основе комбинирования разных аналитических подходов: экономического, социологического и социально-психологического).
  • Формирование навыков приложения социоэкономического подхода к осмыслению конкретных практических проблем и поиску путей их ослабления (решения).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методами и приемами экономического анализа социальных процессов и явлений. Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Владеть методами экономической оценки социальных процессов и явлений, понимать их преимущества и ограничения.
  • Владеть методологией социоэкономического исследования конкретных практических проблем и путей их решения.
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций)
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций).
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Знать базовые принципы основных версий социоэкономики, их понятийный аппарат, общие черты и различия, возможности и ограничения. Иметь представление о классе практических проблем разных уровней (макро-, мезо-, микро-), в осмыслении которых продуктивен социоэкономический подход (в том числе в современной России)
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов.
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях.
  • Уметь комбинировать разные аналитические подходы (экономический, социологический и социально-психологический) в осмыслении актуальных практических вызовов; интегрировать в междисциплинарный анализ преимущества экономического подхода; творчески соединять преимущества подходов разных наук в решении конкретных практических проблем: а) в бизнесе и б) государственном (региональном, муниципальном) управлении.
  • Уметь конструировать экономические и социальные индикаторы (показатели) для оценки связи между экономическими и социальными аспектами в функционировании и развитии изучаемого объекта, производить количественные / стоимостные оценки социальных процессов и явлений.
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социоэкономику
  • Культурные ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
  • Статусно-сетевые ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования
  • Социально-психологические ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
  • Социоэкономика и социально-экономическая политика (СЭП)
  • Экономическая оценка человеческой жизни как инструмент СЭП.
  • Социоэкономика компании: социальные ресурсы и выбор деловой стратегии
  • Потенциал социоэкономического анализа на макроуровне. Выбор социально-экономической стратегии трансформации отношений собственности в России (Г.А.Явлинский)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущая активность на семинарах и лекциях (индивидуальная)
    Оценка зависит от количества игр, в которых студент принял участие, его вклада в командную игру, точности комментариев по поводу презентаций других групп
  • неблокирующий Работа в минигруппе (деловые игры, разбор кейсов, домашнее задание)
    Оценка зависит от количества игр, в которых студент принял участие, его вклада в командную игру, точности комментариев по поводу презентаций других групп
  • неблокирующий Эссе
    В эссе рекомендуется осветить следующие вопросы: 1. Дать общую характеристику проблеме, которая будет находиться в центре Вашего внимания. Желательно подкрепить ее актуальность цифровой иллюстрацией (в динамике, в сравнении с другими странами, фирмами и пр.). 2. Обрисовать специфику экономического и социологического (социально-психологического) подходов к выбранной проблеме, их преимущества и ограничения. 3. Системно осмыслить выбранную проблему (нарисовать основные блоки и связи). В сконструированной системе выделить экономический и социальный аспекты, охарактеризовать характер и закономерности связей между ними. 4. Сформировать перечень экономических и социальных показателей, необходимых для осмысления проблемы и характеристики выделенных вами аспектов и связей . Обозначить возможные способы экономической оценки выделенных социальных процессов (аспектов) –прямые или косвенные, широко или мало известные, вплоть до условных, придуманных Вами (важно показать направление личных поисков, если бы Вам пришлось решать эту задачу). 5. Показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению обозначенной Вами проблемы (п.1), могло бы содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области. Эссе оценивается в зависимости от степени реализации пп.1-5 (учитываются также аккуратность в оформлении работы, обязательные ссылки на источники). Комментарий: 5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Экзамен
    Тест включает закрытые и открытые вопросы по содержанию дисциплины за оба модуля. (1 пара). Возможности и условия автоматической оценки озвучиваются на 1-й лекции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Работа в минигруппе (деловые игры, разбор кейсов, домашнее задание) + 0.2 * Текущая активность на семинарах и лекциях (индивидуальная) + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Etzioni, A. (2003). Toward a new socio-economic paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9633F5D6
  • Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberto Alesina, George-marios Angeletos, Olivier Blanchard, Peter Diamond, Glenn Ellison, Jon Gruber, … G. M. Angeletos. (2005). Fairness and Redistribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.229835A8
  • Callan, S. J., & Thomas, J. M. (2009). Corporate financial performance and corporate social performance: an update and reinvestigation. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 16(2), 61–78. https://doi.org/10.1002/csr.182
  • Dolfsma, W., & Davis, J. B. (2015). The Elgar Companion to Social Economics (Vol. Second edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1000427
  • Fey, C. F., & Denison, D. R. (2003). Organizational Culture and Effectiveness: Can American Theory Be Applied in Russia? Organization Science, 14(6), 686–706. https://doi.org/10.1287/orsc.14.6.686.24868
  • Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives, 20(2), 23–48. https://doi.org/10.1257/jep.20.2.23
  • Mark Granovetter. (2005). The Impact of Social Structure on Economic Outcomes. Journal of Economic Perspectives, (1), 33. https://doi.org/10.1257/0895330053147958
  • Paola Sapienza, Luigi Zingales, & Luigi Guiso. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.11999
  • Pryor, F. L. (2007). Culture and Economic Systems. American Journal of Economics & Sociology, 66(4), 817–855. https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.2007.00541.x
  • Starr, M. A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (6), 916. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v38y2009i6p916.925
  • Vergragt, P., Brown, H. S., & Cohen, M. J. (2013). Innovations in Sustainable Consumption : New Economics, Socio-technical Transitions and Social Practices. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495628
  • W. Kip Viscusi, & Joseph E. Aldy. (2003). The Value of a Statistical Life: A Critical Review of Market Estimates Throughout the World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB751C8
  • Walker, K. (2010). A Systematic Review of the Corporate Reputation Literature: Definition, Measurement, and Theory. Corporate Reputation Review, 12(4), 357–387. https://doi.org/10.1057/crr.2009.26
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25

Авторы

  • Шабанова Марина Андриановна
  • Карачаровский Владимир Владимирович