• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар - 2

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс обеспечивает студентов навыками обработки количественных данных в SPSS, проведения глубинных интервью и фокус-групп, анализа качественных данных с помощью Atlas.ti, а также проведения контент-анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов второго курса направления «Реклама и связи с общественностью» теоретических знаний, умений и навыков, связанных с проведением научных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные принципы реализации регрессионного, факторного, кластерного анализа, проводит анализ с помощью кнопочного интерфейса SPSS.
  • Объясняет архитектуру и типовые задачи ПО для качественного анализа текстовых данных. Производит инсталляцию ПО.
  • Производит обоснованный выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу). Применяет полученные теоретические знания в групповом исследовательском проекте. Разрабатывает концептуальную модель исследования. Аргументирует выбор типа контент-анализа в зависимости от исследовательских задач. Разрабатывает основные этапы контент-анализа.
  • Различает типы шкал, а также создает макет анкеты, выгружает анкету с данными в формат MS Excel и затем экспортирует их в формат SPSS. Применяет к разным типам шкал релевантные методы описательной статистики. Правильно применяет к разным типам шкал релевантные методы парной связи и интерпретирует результаты.
  • Реализовывает качественные исследования с помощью метода фокус-группы и интервью.
  • Объясняет исследовательские задачи, которые можно решить методом контент-анализа, и отличие этого метода от других; может обосновать выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу)
  • Перечисляет основные теоретические подходы к контент-анализу, знает исторические основы методологии контент-анализа, различает количественный и качественный контент-анализ
  • Разрабатывает концептуальную модель исследования с использованием контент-анализа
  • Проводит сбор данных и выделяет категории анализа
  • Интерпретирует данные, полученные в результате применения контент-анализа
  • Аргументирует выбор качественного дизайна исследования и конкретных качественных методов; выбор проективной методики и интегрирует её в гайд На основе литературы и дизайна исследования создаёт инструменты для проведения качественного исследования (скринер, гайд интервью/сценарий фокус-группы)
  • Называет и демонстрирует корректное и уместно использование техник проведения глубинного интервью и модерации фокус-групп Описывает и корректно использует тематический анализ (как дедуктивное, так и индуктивные кодирование) и на его основе интерпретирует качественные данные
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • SPSS: начальный уровень
  • SPSS: продвинутый уровень
  • Качественные методы: интервью, фокус-группа
  • Работа в Atlas TI: автоматизированный анализ качественных данных
  • Контент-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальный проект в Atlas.ti
  • неблокирующий Активность (1-2 модуль)
    Активнось на занятиях в первом модуле
  • неблокирующий Домашнее задание (2-3 модуль)
    представляет собой среднее арифметическое оценок за следующие групповые работы: бриф, гайд, скринер.
  • неблокирующий Групповой проект (4 модуль)
    Краткая программа исследования (проблема исследования, цель, задачи, гипотезы и пр.). Методология, обоснование выборки. Разработка кодировочного листа, кодировка данных. Анализ и аналитическая интерпретация полученных результатов. Выводы и рекомендации. Возможные штрафы: 1) отсутствие индивидуальной кодировки единиц анализа – штраф 2 балла от оценки за командный проект; 2) отсутствие участника группы без уважительной причины (нет справки в учебном офисе) на групповой презентации (при этом его персональная часть есть в таблице) – штраф 1 балл от оценки за командный проект.
  • неблокирующий Аудиторная работа (4 модуль)
    участие в обсуждениях, квизах, играх, дебатах и других форматах активностей, проводимых на семинарских занятиях; ведение заметок по прочитанным статьям
  • блокирующий Устный опрос (2-3 модуль)
  • неблокирующий Индивидуальная кодировка (4 модуль)
    оценка за индивидуальное кодирование единиц анализа группового проекта
  • неблокирующий Индивидуальная работа (2-3 модуль)
    представляет собой проведение глубинного интервью или фокус-группы и транскрибирование аудиозаписи. Данная работа выполняется каждым студентом индивидуально.
  • неблокирующий Контрольная работа 1 (1-2 модуль)
    представляет собой контрольную работу по темам описательные статистики, меры средней тенденции, меры разброса
  • неблокирующий Защита проекта (2-3 модуль)
    представляет собой устную защиту результатов группового качественного исследования, предоставление сопровождающего пакета документов и защиту доклада (1 на группу). Темы докладов: 1) Нарративное интервью 2) Биографические методы исследования 3) Групповая дискуссия vs Фокус группа 4) Ментальная карта как метод проективной методики 5) Биографическая прогулка как качественный метод исследования 6) Дневниковый метод исследования 7) Триангуляция методов 8) Типы плохих модераторов (интерактивный доклад с демонстрацией) 9) Типы плохих информантов/участников фокус-группы (интерактивный доклад с демонстрацией)
  • неблокирующий Контрольная работа 2 (1-2 модуль)
    представляет собой контрольную работу по темам парные коэффициенты связи и сравнение средних
  • неблокирующий Программа исследования (4 модуль)
  • неблокирующий Контрольная работа 3 (1-2 модуль)
    представляет собой контрольную работу по темам регрессионный, факторный и кластерный анализы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Активность (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 1 (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 2 (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 3 (1-2 модуль)
  • 2024/2025 4th module
    Оценка за 4 модуль включает в себя: 1) Оценку за блок 2, посвящённый качественным методам исследования: 0,15 (среднее арифметическое Домашнего задания (2-3 модуль) + 0,25 Индивидуальная работа (2-3 модуль) + 0,2 Защита проекта (2-3 модуль)) + 0,4 Устный опрос (2-3 модуль) 2) Оценку за 3 блок, посвящённый AtlasTi: индивидуальный проект в Atlas ti (3 модуль) 3) Оценку за 4 блок, посвящённый контент-анализу: 0,2 Активность на семинаре (4 модуль) + 0,2 Индивидуальная кодировка (4 модуль) + 0,2 Программа исследования (4 модуль) + 0,4 Итоговый групповой проект (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Белановский, С. А. Глубокое интервью и фокус-группы : учеб.-метод. пособие / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 377 с. - ISBN 978-5-16-108036-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044404

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371

Авторы

  • Легут Кира Дмитриевна