• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)» относится к вариативной части профессионального цикла. В результате ее изучения у студентов должны сформироваться универсальные и профессиональные компетенции, позволяющие успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующие социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В частности, в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории религиозно-философских традиций Китая, описывать и объяснять роль религиозно-философских традиций в социально-политическом и культурном развитии Китая, определять значимость религиозно-философских традиций для социально-культурной и политической жизни современного Китая, интерпретировать факты из области истории религиозно-философских традиций Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем терминологии, доктринальной и институциональной эволюции религиозно-философских традиций Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ соответствующей проблематики; в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые специалистами по религиозно-философским традициям Китая решения и результаты собственного анализа для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, а также имеющих отношение к современной культурной и религиозной ситуации в Китае; в области практической и организационно-управленческой деятельности – использовать анализ материалов об истории и современном состоянии религий и философских традиций в Китае для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в специальность (востоковедение и африканистика); Всеобщая история; История восточных цивилизаций; История изучаемого региона; Культура и искусство изучаемого региона; Логика; Научно-исследовательский семинар; Философия; Цифровая грамотность. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Защита выпускной квалификационной работы; Литература изучаемого региона; Подготовка выпускной квалификационной работы; Социальные и политические институты изучаемого региона.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения учебной дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)» является формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории религиозно-философских традиций Китая, описывать и объяснять роль религиозно-философских традиций в социально-политическом и культурном развитии Китая, определять значимость религиозно-философских традиций для социально-культурной и политической жизни современного Китая, интерпретировать факты из области истории религиозно-философских традиций Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем терминологии, доктринальной и институциональной эволюции религиозно-философских традиций Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ соответствующей проблематики; - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые специалистами по религиозно-философским традициям Китая решения и результаты собственного анализа для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, а также имеющих отношение к современной культурной и религиозной ситуации в Китае; - в области практической и организационно-управленческой деятельности – использовать анализ материалов об истории и современном состоянии религий и философских традиций в Китае для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий.
  • В результате изучения дисциплины студент должен: - объяснять общие принципы и закономерности эволюции религиозно-философских традиций в Китае, отличать доктринальные и институциональные принципы и закономерности китайских религиозных и философских систем от принципов и закономерностей, присущих развитию религии и философии в других культурах и цивилизациях; - различать общее и особенное в историческом развитии религиозно-философских традиций в Китае; - использовать общие принципы и методы историко-философского анализа для изучения китайских текстов по соответствующей тематике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает влияние даосизма на становление философии китайского легизма, специфику легистской общественно-политической мысли, ее проблематику, показывает ее влияние на историю китайского общества, на принципы традиционной китайской государственности.
  • Описывает известные науке археологические находки, свидетельствующие о религиозных представлениях и особенностях неолитических культур на территории Китая, культур ранней бронзы и первой культуры развитой бронзы; сопоставляет данные археологии и древнекитайских письменных памятников; описывает общественное устройство иньцев, определяет специфику их культуры, выделяет культурные представления, получившие дальнейшее развитие.
  • Описывает имеющиеся в китайской традиции сведения о биографии Конфуция и раннем конфуцианстве, объясняет особенности социальных и культурных страт, к которым принадлежал Конфуций, мотивы его философствования и основные идеи, его роль и место в китайской мысли и культуре.
  • Описывает основные принципы и идеи древнекитайских философских школ мо цзя и мин цзя, объясняет мотивы их философствования, их роль в древнекитайской мысли и последующем развитии китайской культуры.
  • Описывает основные принципы и идеи Мэн-цзы и Сюнь-цзы, объясняет происхождение этих идей, характер их влияния на развитие конфуцианской мысли.
  • Описывает основные принципы и идеи раннего даосизма, древнекитайских философских школ цзунхэн цзя, цза цзя, бин цзя, иньян цзя, объясняет мотивы их философствования, их роль в древнекитайской мысли и последующем развитии китайской культуры.
  • Описывает основные способы постановки и решения проблемы самосовершенствования человека в традиционном Китае, объясняет особенности этих способов, сравнивает эти особенности со спецификой систем самосовершенствования в христианской традиции.
  • Описывает религиозные представления и культурные тенденции эпохи Чжоу и периода первых китайских империй, объясняет закономерности и особенности этих представлений и тенденций.
  • Описывает содержание и основные принципы реформы конфуцианства в эпоху Хань, их связь с изменениями в государственной системе, с приоритетами имперской политики; объясняет культурных процессов, зародившихся в эпоху Хань, с созданием системы канонических текстов.
  • Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю. Описывает, объясняет и сравнивает определения феномена религии, наиболее известные классификации религий.
  • ПРО. Описывает, объясняет и сравнивает определения мифологии и философии, основные виды взаимодействий между мифологией, религией и философией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Определения феномена религии. Классификации религий.
  • Тема 2. Религиозно-мифологическое сознание и философский дискурс.
  • Тема 3. Религиозные представления эпохи неолита и периода Шан−Инь.
  • Тема 4. Религиозные представления эпохи Чжоу и эпохи первых империй.
  • Тема 5. Мировоззренческие основания и понятийный аппарат китайской мысли.
  • Тема 6. Проблема самосовершенствования в китайской религиозно-философской традиции.
  • Тема 7. Место Конфуция в истории китайской мысли. Конфуцианство как этико-политический дискурс ритуальной традиции.
  • Тема 8. Ранние последователи Конфуция. Учение о природе человека.
  • Тема 9. Конкуренты раннего конфуцианства. Моизм (мо цзя) и номинализм (мин цзя).
  • Тема 10. Ранний даосизм и архаические оккультные практики. «Специализированные» направления древнекитайской философии.
  • Тема 11. Развитие идеологии легизма.
  • Тема 12. Реформа конфуцианства и формирование системы канонов в эпоху Хань.
  • Тема 13. Институциализация даосизма.
  • Тема 14. «Канон перемен» и место изинистики в китайской интеллектуальной традиции.
  • Тема 15. Изинистика в неоконфуцианстве.
  • Тема 16. Изинистская нумерология в китайской медицине.
  • Тема 17. Изинистская нумерология в боевых искусствах, психопрактике, геомантии и мантике.
  • Тема 18. «Учение о сокровенном» − мистика и рациональность.
  • Тема 19. Эстетика и мировосприятие «ветра и потока» (фэн лю). Философия в трактатах по теории искусства.
  • Тема 20. Становление школ и направлений средневекового даосизма. Даосская алхимия.
  • Тема 21. Влияние даосизма на народные оккультные практики, боевые искусства и цигун. Современный даосизм и даосские идеи в мировой культуре.
  • Тема 22. Становление школ китайского буддизма.
  • Тема 23. Влияние китайского буддизма на культуру сопредельных стран Восточной Азии.
  • Тема 24. Религиозный синкретизм и неоконфуцианство.
  • Тема 25. Народная религия в Китае. Синкретические религиозные сообщества в новое и новейшее время.
  • Тема 26. Идеи модернизации и реформаторства в Китае XIX – начала XX в. Буддийское влияние в новой китайской философской и общественно-политической мысли. «Современное новое конфуцианство».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад на семинарских занятиях
  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Эссе
    Эссе на тему, выбранную самим студентом (10-20 тыс. знаков) Возможна замена на синопсис по теме преподавателя. Синопсис – план вводных и вспомогательных частей эссе и подробное изложение тезисов (доказательств) студента (не более 10 тыс. знаков)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Доклад на семинарских занятиях + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.1 * Семинарская активность + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев, Л. С.  История стран Азии и Африки. Средние века и раннее Новое время : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. С. Васильев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-9916-9363-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433764 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев, Л. С.  История Древнего Востока : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. С. Васильев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-9916-9362-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433763 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Перлова Юлия Валерьевна