Бакалавриат
2024/2025
Пропаганда: теория, история, методы, практики
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Пропаганда: история, теория, методы и практики» посвящён той деятельности без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но мы всегда заинтересованы в том, чтобы убедить аудиторию в верности именно нашей точки зрения, завоевать сторонников, стать «лидером мнения», хотим, чтобы наши идеи, взгляды и ценности воспринимались обществом как самые верные и правильные. А для этого политики, ученые, деятели искусств, бизнесмены, прибегали к пропаганде в той или иной форме. То есть прибегали к распространению политических, философских, научных, религиозных, художественных, экономических и других идей с целью их внедрения в общественное сознание, а то и, к активизации на основе этих идей, той или иной массовой деятельности. В рамках этого курса мы познакомимся с историей пропаганды, при этом особое внимание уделим XX столетию, где были выращены две самые мощные системы тотальной пропаганды — нацистская и советская. И где состоялось величайшее пропагандистское противоборство — «холодная война», которую проиграла советская коммунистическая система. Познакомимся с тем, как изменились формы и методы пропаганды в эпоху Интернета, разберемся, что общего между и различного между понятиями дезинформация, обман, ложь, фейк-ньюс, насколько обоснованы популярные крипто- и конспирологические теории, которыми сегодня пытаются объяснить мир. В ходе курса мы не только научимся отличать достоверную информацию от недостоверной, но и поймём, что восприятие сообщения в значительной степени зависит от его интерпретации и научимся отделять «зерна от плевел», факт от его интерпретации. Так же студенты научатся технологии строительства собственных пропагандистских схем и структур, научатся работать в рамках «белой», «серой» и «чёрной» пропаганды, использовать на практике элементы «проникающей (социологической)» пропаганды, а также научатся противостоять технологиям психологической, когнитивной и информационных войн. Познакомятся с основами внешнеполитической пропаганды. Кроме того, студенты познакомятся с основными видами неполитической пропаганды — научной, культурной, экологической, здорового образа жизни, спорта и др..В рамках этого курса мы познакомимся с историей пропаганды, при этом особое внимание уделим XX столетию, где были выращены две самые мощные системы тотальной пропаганды — нацистская и советская. И где состоялось величайшее пропагандистское противоборство — «холодная война», которую проиграла советская коммунистическая система. Познакомимся с тем, как изменились формы и методы пропаганды в эпоху Интернета, разберемся, что общего между и различного между понятиями дезинформация, обман, ложь, фейк-ньюс, насколько обоснованы популярные крипто- и конспирологические теории, которыми сегодня пытаются объяснить мир.
В ходе курса мы не только научимся отличать достоверную информацию от недостоверной, но и поймём, что восприятие сообщения в значительной степени зависит от его интерпретации и научимся отделять «зерна от плевел», факт от его интерпретации. Так же студенты научатся технологии строительства собственных пропагандистских схем и структур, научатся работать в рамках «белой», «серой» и «чёрной» пропаганды, использовать на практике элементы «проникающей (социологической)» пропаганды, а также научатся противостоять технологиям психологической, когнитивной и информационных войн. Познакомятся с основами внешнеполитической пропаганды.
Кроме того, студенты познакомятся с основными видами неполитической пропаганды — научной, культурной, экологической, здорового образа жизни, спорта и др.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с историей пропагандистской деятельности, её методами и практиками в разные исторические эпохи с особым упором на ХХ столетие и формирование систем тотальной пропаганды.
- Сформировать аналитическое, нормативное и прикладное понимание феномена пропаганды как разновидности информационной деятельности. Научить анализу пропагандистских сообщений, пользуясь принципом историзма, классическими и современными методами анализа контента, процесса информационно-коммуникативной деятельности.
- Сформировать представление о функциях, задачах и областях применения пропагандистской деятельности, её этических и правовых ограничениях.
- Продемонстрировать и закрепить в сознании тесную связь между пропагандистской деятельностью и наличествующими в обществе идеологиями.
- Продемонстрировать и закрепить в сознании значение языка и текста как базовых основ пропагандистской деятельности.
- Изучить формы пропагандистской деятельности, господствующие в современном обществе от «внутреннего цензора» до технологий гибридных войн.
- Научить выявлять и оценивать различные виды пропагандистских сообщений.
- Сформировать навыки по созданию и распространению современного пропагандистского контента.
- Овладеть теоретическими и практическими основами пропагандистской деятельности.
- Сформировать навыки использования полученных знаний по предмету в научных исследованиях политических и коммуникационных процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о власти, обществе, медиа и политике.
Планируемые результаты обучения
- Выделяет основные принципы, методы и технологии современной пропагандистской деятельности.
- Анализирует медиаконтент, выделяет и адекватно интерпретирует пропагандистские сообщения.
- Рассказывает историю пропагандистской деятельности.
- Формирует и распространяет пропагандистский контент, применив современные пропагандистские технологии.
- Противостоит скрытому управлению общественным сознанием, процессами и поведением людей в интересах манипуляторов за счет владения совокупностью знаний, методов и приемов, техник и технологий пропаганды.
Содержание учебной дисциплины
- Пропаганда как объект исследования и общественный феномен.
- Пропаганда и идеология.
- История пропаганды. История пропаганды от Античности до Первой мировой войны.
- История пропаганды. Тотальные системы пропаганды.
- История пропаганды. Информационно-пропагандистское противостояние ХХ столетия.
- Наше время. Четыре всадника информационного апокалипсиса.
- Неполитическая пропаганда.
- Принципы и система пропаганды. Основные понятия технологии пропаганды.
- Средства (технологии) пропаганды.
- Язык пропаганды.
- Информационные войны.
- Просвещение и пропаганда.
- Эффективность пропагандистской и контрпропагандистской работы.
Элементы контроля
- Доклад на семинаре
- Практические задания
- Экзамен
- Работа на семинарах
- Контрольная работа
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Доклад на семинаре + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Практические задания + 0.1 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Евгеньева, Т. В. Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08175-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472962 (дата обращения: 27.08.2024).
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ивин А.А. - Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra - 978-5-392-21071-8 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34396 - 34396 - PROSPECT
- Кафтан, В. В., Современные идеологические тренды : учебник / В. В. Кафтан, А. П. Погорелый. — Москва : КноРус, 2021. — 329 с. — ISBN 978-5-406-08486-1. — URL: https://book.ru/book/941829 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Матвейчев, О. Уши машут ослом. Современное социальное программирование : монография / О. Матвейчев, Д. Гусев, С. Чернаков, Р. Хазеев. - 2-е изд., исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 304 с. - ISBN 978-5-496-00336-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055401 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055401