• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Мастерская текстов Марины Королёвой: от заметки до рецензии

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Практический курс предполагает как теоретическое ознакомление с разными примерами современных медиатекстов, так и практическую отработку навыков их написания и редактирования. Задача курса – научиться основным приемам рерайтинга и освоить принципы создания собственных текстов. В ходе курса студенты последовательно пройдут этапы работы над текстами разной степени сложности: заметкой (короткой и расширенной), новостной подборкой, рецензией и некрологом, текстами для соцсетей, пресс-релизом, рекламными текстами и т.д. Автор курса (преподаватель) – признанный специалист по современной речевой норме с огромным опытом ведения практических курсов по созданию медиатекстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые представления об основных приемах качественного рерайта и редактирования текстов.
  • Отработать практические навыки рерайтинга, копирайтинга, редактирования текстов.
  • Развить навыки работы с источниками информации при рерайте текстов для печатных СМИ, ТВ и радио, а также интернет-изданий.
  • Сформировать навыки соблюдения основных требований, предъявляемых к текстам СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, грамотность, стандарты оформления).
  • Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы над текстами: планирование, написание, редактирование.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - создает и редактирует тексты новостного характера (заметка, расширенная заметка, некролог и т.п.),
  • - создает и редактирует тексты художественно-публицистического характера (рецензия),
  • - создает и редактирует тексты рекламного характера (нативная реклама),
  • - находит и использует альтернативные источники информации,
  • - ориентируется в многообразии источников информации, иерархии источников по степени доверия\недоверия, определяет первоисточники,
  • - называет основополагающие принципы квалифицированного рерайта, понятия плагиата и основные требования к рерайту,
  • - выделяет структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей,
  • - работает над структурой и композицией текста,
  • - пишет грамотно, без орфографических, грамматических, лексических, стилистических ошибок,
  • - вычитывает и редактирует тексты согласно правилам и приемам редактирования текстов.
  • - создает и редактирует текст для размещения в соцсетях,
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и основные принципы рерайта текстов
  • Работа с источниками информации в процессе подготовки текстов к рерайту.
  • Технология рерайтинга («рерайт по шагам») на примере текстов новостного характера: новостная заметка; расширенная новостная заметка; новостная подборка для радио\подкаста; некролог.
  • Стилистика новостных текстов. Основные приемы редактирования текстов.
  • Основные приемы редактирования текстов.
  • Заголовки, лиды, концовки как способы привлечь читателя при рерайте и написании собственных текстов.
  • Тексты разных жанров и стилей. Тексты для разных платформ: общность и функциональные различия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    посещаемость – количественный показатель посещаемости студента, который отображает, сколько занятий посетил студент. Посещаемость отображается в электронном журнале.
  • неблокирующий Задание 1
    письменная работа. Представляет собой текст новостной подборки для исполнения в радиопрограммах или в рамках подкаста по заданным критериям в ограниченное время (2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
  • неблокирующий Задание №2
    письменная работа. Представляет собой текст расширенной новостной заметки с заголовком и лидом по заданным критериям в ограниченное время (1.500-2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
  • неблокирующий Задание №3
    Письменная работа. Представляет собой текст некролога с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (ок. 2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
  • неблокирующий Задание №4
    Письменная работа. Представляет собой текст рецензии на книгу/фильм/выставку/ресторан, с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время ( 2.000-2.500 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
  • неблокирующий Задание №5
    Письменная работа. Представляет собой текст нативной рекламной статьи, с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (2.000 зн. за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
  • неблокирующий Задание №6
    Письменная работа. Представляет собой краткое резюме интервью (текстового, видео- или аудиоинтервью), с заголовком и лидом, для размещения в соцсетях для привлечения аудитории. Резюме создается по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (1.000-1.500 зн. за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Задание 1 + 0.2 * Задание №2 + 0.2 * Задание №3 + 0.2 * Задание №4 + 0.1 * Задание №5 + 0.1 * Задание №6 + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пиши, сокращай. Как создать сильный текст, 3-е изд., 439 с., Ильяхов, М., Сарычева, Л., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Слово живое и мертвое : от "Маленького принца" до "Корабля дураков", Галь, Н. Я., 2001

Авторы

  • Уваров Федор Максимович
  • Королёва Марина Александровна