Бакалавриат
2024/2025
Мастерская текстов Марины Королёвой: от заметки до рецензии
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Королёва Марина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Практический курс предполагает как теоретическое ознакомление с разными примерами современных медиатекстов, так и практическую отработку навыков их написания и редактирования. Задача курса – научиться основным приемам рерайтинга и освоить принципы создания собственных текстов. В ходе курса студенты последовательно пройдут этапы работы над текстами разной степени сложности: заметкой (короткой и расширенной), новостной подборкой, рецензией и некрологом, текстами для соцсетей, пресс-релизом, рекламными текстами и т.д. Автор курса (преподаватель) – признанный специалист по современной речевой норме с огромным опытом ведения практических курсов по созданию медиатекстов.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов базовые представления об основных приемах качественного рерайта и редактирования текстов.
- Отработать практические навыки рерайтинга, копирайтинга, редактирования текстов.
- Развить навыки работы с источниками информации при рерайте текстов для печатных СМИ, ТВ и радио, а также интернет-изданий.
- Сформировать навыки соблюдения основных требований, предъявляемых к текстам СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, грамотность, стандарты оформления).
- Сформировать навыки индивидуальной и групповой работы над текстами: планирование, написание, редактирование.
Планируемые результаты обучения
- - создает и редактирует тексты новостного характера (заметка, расширенная заметка, некролог и т.п.),
- - создает и редактирует тексты художественно-публицистического характера (рецензия),
- - создает и редактирует тексты рекламного характера (нативная реклама),
- - находит и использует альтернативные источники информации,
- - ориентируется в многообразии источников информации, иерархии источников по степени доверия\недоверия, определяет первоисточники,
- - называет основополагающие принципы квалифицированного рерайта, понятия плагиата и основные требования к рерайту,
- - выделяет структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей,
- - работает над структурой и композицией текста,
- - пишет грамотно, без орфографических, грамматических, лексических, стилистических ошибок,
- - вычитывает и редактирует тексты согласно правилам и приемам редактирования текстов.
- - создает и редактирует текст для размещения в соцсетях,
Содержание учебной дисциплины
- Понятие и основные принципы рерайта текстов
- Работа с источниками информации в процессе подготовки текстов к рерайту.
- Технология рерайтинга («рерайт по шагам») на примере текстов новостного характера: новостная заметка; расширенная новостная заметка; новостная подборка для радио\подкаста; некролог.
- Стилистика новостных текстов. Основные приемы редактирования текстов.
- Основные приемы редактирования текстов.
- Заголовки, лиды, концовки как способы привлечь читателя при рерайте и написании собственных текстов.
- Тексты разных жанров и стилей. Тексты для разных платформ: общность и функциональные различия.
Элементы контроля
- Посещаемостьпосещаемость – количественный показатель посещаемости студента, который отображает, сколько занятий посетил студент. Посещаемость отображается в электронном журнале.
- Задание 1письменная работа. Представляет собой текст новостной подборки для исполнения в радиопрограммах или в рамках подкаста по заданным критериям в ограниченное время (2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
- Задание №2письменная работа. Представляет собой текст расширенной новостной заметки с заголовком и лидом по заданным критериям в ограниченное время (1.500-2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
- Задание №3Письменная работа. Представляет собой текст некролога с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (ок. 2.000 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
- Задание №4Письменная работа. Представляет собой текст рецензии на книгу/фильм/выставку/ресторан, с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время ( 2.000-2.500 знаков за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
- Задание №5Письменная работа. Представляет собой текст нативной рекламной статьи, с заголовком и лидом, по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (2.000 зн. за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
- Задание №6Письменная работа. Представляет собой краткое резюме интервью (текстового, видео- или аудиоинтервью), с заголовком и лидом, для размещения в соцсетях для привлечения аудитории. Резюме создается по заданным преподавателем критериям в ограниченное время (1.000-1.500 зн. за 2 ак.ч.). Над заданием студенты могут работать индивидуально или в мини-группе из 2-3 человек. В этом случае участники мини-группы получают одинаковые оценки за задание.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * Задание 1 + 0.2 * Задание №2 + 0.2 * Задание №3 + 0.2 * Задание №4 + 0.1 * Задание №5 + 0.1 * Задание №6 + 0.1 * Посещаемость