Магистратура
2024/2025
Семинар наставника
Статус:
Курс обязательный (Системная и программная инженерия)
Направление:
09.04.04. Программная инженерия
Кто читает:
Департамент программной инженерии
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Дегтярев Константин Юрьевич
Прогр. обучения:
Системная и программная инженерия
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Семинар наставника" предлагается студентам магистерской программы "Системная и программная инженерия" (код направления 09.04.04 'Программная инженерия', траектории 'Системная и программная инженерия 23/24') департаментом программной инженерии факультета компьютерных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). Данный курс входит в число дисциплин модуля 'Ключевые семинары' рабочего учебного плана 1-го года обучения; по состоянию на начало 2023-2024 учебного года, семинар проводится в каждом из 4-х модулей в первом году обучения (квартиль 1 семестра A - квартиль 4 семестра B; 10 + 12 + 14 + 12 часов по модулям 1-4 учебного года, на русском языке). На 2-м году обучения семинар проводится в первых 3-х модулях (квартиль 1 семестра A - квартиль 3 семестра B; 8 + 12 + 20 часов по модулям 1-3 учебного года, на английском языке). Семинар можно рассматривать как курс, разработанный для того, чтобы помочь студентам выпускного уровня (магистратуры) приобрести знания и навыки, необходимые для успешного выполнения требований проекта/курсовой и выпускной работ как существенных частей плана обучения, понять место разработки программного обеспечения в процессе выполнения (разработка и реализация) проекта, выполнить поиск информации (стандарты, документация, публикации и пр.) по выбранной теме (темам), эффективно спланировать исследовательскую (проектную) работу, подготовить проектное (исследовательское) предложения (Project/Research proposal) в соответствии с заданным шаблоном, а также представить его в виде презентации, что связывается с той деятельностью, которая сопровождает специалиста практически на любом этапе его профессиональной жизни. Семинар предусматривает как занятия (обсуждения) в классе, так и, в большей степени, самостоятельную работу, относящуюся к рассматриваемым темам. Несмотря на небольшое количество запланированных часов, семинар проводится достаточно регулярно в течение и первого, и второго годов обучения. Отдельные темы обсуждения могут варьироваться в зависимости от вопросов, возникающих в процессе общения, и необходимости сделать акцент на тех или иных аспектах работы студентов.
Цель освоения дисциплины
- Основные цели семинара наставника заключаются в следующем: (1) представление и обсуждение основных особенностей проекта (курсовой работы), выполняемого студентами магистерской программы индивидуально (или в группе - возможность последнего варианта должно быть связано с решением руководителя программы), ключевых вопросов подготовки проектного предложения (Project Proposal) и написания итогового отчета, охватывающего результаты проекта, полученные в течение 1-го года обучения (1-я часть семинара, модули 1-4) и в течение 2-го года обучения (2-я часть семинара, модули 1-3). Цели обучения достигаются посредством использования сочетания "полулекционного" изложения материала/определенных тем (с использованием сопровождающих слайдов), обсуждения рассмотренных положений и идей со студентами, кратких устных выступлений самих студентов (рассказ о своих достижениях, планах, касающихся проектной деятельности), знакомства с рекомендуемыми источниками (статьи, стандарты, интернет-публикации) и самостоятельной работы, связанной с подготовкой проектного предложения (и отдельных частей проекта, что относится и к 1-му, и ко 2-му годам обучения), а также обязательными презентациями получаемых на определнных этапах выполнения работ результатов, (2) создание необходимой основы для более планомерной и успешной работы студентов над проектом, обсуждение возникающих вопросов.
Планируемые результаты обучения
- Понимает особенности выполнения магистерской работы, особенности проводимого исследования, важность подготовки плана работы
- Умеет эффективно использовать время для обсуждения деталей работы с потенциальными руководителями (менторами)
- Понимает важность этапа систематизации того, что уже сделано по данной теме, может четко сформулировать особенности той работы, которую предстоит выполнить
- Умеет использовать каталог электронных ресурсов библиотеки для поиска необходимых и полезных публикаций, связанных с тематикой работы
- Способен определить те национальные и международные стандарты (IEEE/ISO/IEC), которые необходимо (можно) использовать при выполнении работы
- Понимает особенности написания аннотации работы (Abstract), её составные части
- Понимает значимость и необходимость планирования встреч с руководителем проекта (ментором)
- Понимает необходимость четкого формулирования цели работы (aim) и решаемых задач (objectives)
- Способен представить четкий план работы (проекта), понимает необходимость периодической проверки соответствия выполняемой работы этапам подготовленного плана
- Понимает необходимость выполнения всех поставленных задач (objectives), что должно привести к получению конкретных измеряемых результатов
- Понимает и умеет применять на практике ключевые (SMART) критерии при постановке и проверке выполнения задач работы (проекта)
- Понимает системность проводимой работы (исследования), границ исследования и взаимосвязей отдельных этапов работы
- Понимает особенности структуры проектного (исследовательского) предложения (Project Proposal), умеет подготовить четкий и понятный текст каждого из его разделов
- Умеет наглядно и четко представить результаты подготовленного проектного (исследовательского) предложения (Project Proposal) в виде презентации, может уверенно отвечать на поставленные вопросы, вести полемику
- Умеет наглядно и четко представить частичные результаты (отдельные полностью завершенные разделы) курсовой работы (проекта) в виде презентации, может уверенно отвечать на поставленные вопросы, вести полемику
Содержание учебной дисциплины
- Обсуждение: Что на самом деле означает "магистерская диссертация (работа)"? Разница между магистерскими и бакалаврскими диссертациями.
- Обсуждение: Почему студентам магистратуры важно критически подходить к чтению литературы (источников) и написанию текста; работа со ссылками.
- Обсуждение: Планирование проекта (работы): от интересующей темы к пониманию темы, от темы "в широком смысле" к сужению темы.
- Обсуждение: Начальная часть диссертации (актуальность темы, проблема исследования, состояние проработки темы, объект диссертации, предмет исследования, цель исследования, формулировка гипотезы и т.д.).
- Обсуждение: Тематика проекта - практическая (ориентированная на продукт) и исследовательская; от постановки вопроса к решению проблемы.
- Краткие презентации проектных (исследовательских) предложений (Project's Proposals).
- Краткие презентации завершенных частей курсовой работы (проекта) 1-го года обучения.
- Краткие презентации отдельных частей выпускной работы (маг. проекта) 2-го года обучения (2-й год проведения семинара)
- Обсуждение: Понятие потребностей и требований. Отдельные аспекты инженерии требований (2-й год и частично 1-й год проведения семинара)
- Обсуждение: отдельные аспекты подготовки текста выпускных работ (2-й год проведения семинара)
Элементы контроля
- Предзащита (часть завершенной курс. работы - текст) / FEtextПодготовка полностью завершенных частей итогового отчета (курсовая работа/проект 1-го курса)
- Предзащита (часть завершенной курс. работы - презентация) / FEpresпрезентация
- Проектное предложение (курс. работа - текст) / PPtextподготовка текста Project Proposal; детали и требования обсуждаются во время семинарских занятий
- Проектное предложение (курс. работа - презентация) / PPpresпрезентация подготовленного Project Proposal
- Предзащита (части завершенной выпускной работы - презентация) / FE2presПрезентация полностью завершенных частей итогового отчета (выпускная работа/проект 2-го года обучения)
- Предзащита (части завершенной выпускной работы - текст) / FE2textПодготовка полностью завершенных частей итогового отчета (выпускная работа/проект 2-го года обучения)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - презентация) / FEpres + 0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - текст) / FEtext + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - презентация) / PPpres + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - текст) / PPtext
- 2025/2026 3rd module0.4 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - презентация) / FE2pres + 0.6 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - текст) / FE2text
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Developing effective research proposals, Punch, K. F., 2006
- How to write reports and proposals, Forsyth, P., 2006
- Oruc, A. Y. (2012). Handbook of Scientific Proposal Writing. Boca Raton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=934655
- Proposals that work : A guide for planning dissrtations and grant proposals, Locke, L. F., 2000
- Research projects and research proposals : A guide for scientists seeking funding, Chapin P.G., 2008
- Research proposals : a practical guide, Denscombe, M., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brian Kennett. (2014). Planning and Managing Scientific Research. Netherlands, Europe: ANU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F059340E
- Chapin, P. G. (2004). Research Projects and Research Proposals : A Guide for Scientists Seeking Funding. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164360