Бакалавриат
2024/2025
Текстуальный анализ социальных медиа
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Савинская Ольга Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс подходит для тех, кто хочет овладеть основным методами качественного анализа социальных медиа: узнать больше о возможностях формирования корпуса текстов для дальнейшего качественного анализа, узнать основные направления и принципы анализа текстов, аудио- и видеоконтента в социальных медиа, апробировать полученные знания на разработке и проведении собственного исследования.Отбор на курс осуществляется по рейтингу.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Методы анализа социальных медиа» являются овла-дение студентами основными теоретическими концепциями по изучению социальных медиа и инструментами эмпирического анализа. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - теоретические подходы и общую логику применения качественных методов анализа социальных медиа, - принципы разработки дизайна социологического исследования, - основные критерии качества социологического исследования. уметь: - уметь применять принципы и логику нарративного анализа, техники тематического анализа, различать количественный и качественный контент-анализ, разные направления в дискурс-анализе социальных медиа; владеть: - навыками разработки дизайна и применения качественной методологии, методов и методик текстуального анализа социальных медиа; -навыками выбора и обоснования модели выборки для решения поставленных задач или ответов на исследовательские вопросы; - навыками применять изученный методический арсенал для решения фундаментальных и практических прикладных задач как в сфере социологии, так и в смежных сферах в других дисциплинах в области общественных наук, т ч. в политологии и маркетинге; - навыками оценивать качество проведенного исследования, критически осмысливать результаты исследования, уметь творчески видоизменять дизайн исследования с целью повышения качества.
Планируемые результаты обучения
- Знание об истории формирования и основных принципах конверсационного анализа. Обретение навыков идентификации процедур конверсационного анализа.
- Знания об основных подходах к изучению медиа в современных социальных науках
- Знания об основных характеристиках текстуального анализа и основных принципах его реализации
- Освоение основных методик и процедур качественного и количественного контент-анализа
- Получение занний об основных принципах дискурс-анализа
- Получение знаний о многометодных дизайнах исслеования и стратегиях смешивания методов
- Получение знаний об основных принципах нарративного анализа.
Содержание учебной дисциплины
- Социальные медиа как пространство (квази)публичных текстов: подходы к изучению.
- Текстуальный анализ. Обоснованная теория.
- Количественный и качественный контент-анализ (КолКА и КачКА).
- Конверсационный анализ и анализ фреймов.
- Нарративный анализ и современный сторителлинг.
- Дискурс-анализ СМИ и социальных сетей.
- Анализ текстов в социальных медиа как этап многометодного исследования.
Элементы контроля
- Активность на занятияхНа занятиях предлагаются разного рода небольшие задания, вопросы, ответы на которые оцениваются.
- Дз 1. Обоснование темы и категоризацияПодготовка постановочной части небольшого учебного исследования.
- Дз 2. Качественный анализ данных
- Тест
- Устная презентация своего исследования
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Дз 1. Обоснование темы и категоризация + 0.25 * Дз 2. Качественный анализ данных + 0.15 * Тест + 0.2 * Устная презентация своего исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264
- The Sage handbook of qualitative research ed. by Norman K. Denzin; Yvonna S. Lincoln. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.347149243
Рекомендуемая дополнительная литература
- ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387