• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар “Организация, подготовка и презентация социологического исследования: методология и методы”

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ», актуальным паспортом образовательной программы 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (https://www.hse.ru/ba/soc/passport), актуальным учебным планом (https://www.hse.ru/ba/soc/learn_plans).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – привить студентам устойчивые навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, научить их грамотно формулировать и излагать в письменной форме результаты социологических исследований (при этом делать это в соответствии с существующими канонами и правилами). Практическая цель курса заключается в том, чтобы помочь слушателям подготовить по итогам учебного года качественную дипломную работу и получить отличную оценку на её защите. В рамках данного курса студенты должны получить всю необходимую информацию и рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Курс знакомит студентов с основными правилами написания и устной презентации научно-исследовательских работ. Рассматриваются особенности таких письменных форм как учебное эссе, курсовая работа, магистерская диссертация, научная публикация. Поэтапно анализируется весь процесс создания текста, начиная от разработки материала, поиска релевантных литературных источников и заканчивая оформлением письменной работы и её устной презентацией на семинаре, конференции, защите. Особое внимание уделяется таким темам, как научный штиль, цитирование, оформление ссылок на литературные источники и оформление библиографического списка. Специальный раздел курса посвящен основным ошибкам, возникающим при написании научного текста, предлагаются возможные пути их устранения. Основными задачами данной дисциплины являются получение студентами теоретических знаний и рекомендаций, а также закрепление у них практических навыков по следующим направлениям деятельности в рамках подготовки и презентации выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями ролевой структуры публичной защиты.
  • Владеет навыками постановки проблемы / формулирования ключевого исследовательского вопроса.
  • Владеет навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос.
  • Владеет навыком формирования методологического ядра социологического исследования..
  • Владеет научным стилем аргументации.
  • Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
  • Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
  • Владеет приёмами работы над обзором литературы.
  • Владеет ролевыми навыками участников публичной защиты.
  • Знает базовые функции и структурные элементы обзора литературы.
  • Знает жанровые особенности презентаций результатов исследования
  • Знает особенности презентация эмпирических результатов исследования в жанре научной статьи.
  • Знает структуру и виды библиографических описаний
  • Знание жанровых особенностях защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. : назначение, роли участников, стиль аргументации. Особенности презентации результатов исследования
  • Знание требований к ВКР по специализации: отчетные сроки, нормативные документы, план семинарских занятий по курсу
  • Знания особенностей научной статьи (ВКР) как научного жанра.
  • Приобретает навыки защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. :
  • Умеет эффективно находить литературу по теме в системах поиска
  • Умение пользоваться поисковыми системами
  • Умение представлять обязательные элементы количественных и качественных данных в формате начной статьи (ВКР).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Требования к ВКР по специализации: выбор темы и постановка проблемы исследования. Структура работы
  • Тема 2. Поиск релевантной литературы, работа с базами научного цитирования и библиографическими менеджерами
  • Тема 4. Работа над обзором литературы.
  • Тема 3. Формирование программы исследования.
  • Тема 5. Представление эмпирических данных социологического исследования.
  • Тема 6. Научная коммуникация. Устная презентация результатов исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ПМ. Дополнительное задание. Внешняя экспертиза постановочной части ВКР
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ. Дз №3 (не учитывается) Инструментарий сбора данных и план анализа данных
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ. Итоговая работа: Проект будущей ВКР по заданной структуре
    Проект, сданный позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ. Дополнительное задание А1 "Реконструкция программы исследования, по научной статье по теме ВКР
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ.Активность на семинарах
    Двух видов: выступления с презентацией и участие в дискуссии
  • неблокирующий ПМ. Домашнее задание №3. : Рецензирование ВКР, ранее защищенной на кафедре
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ. Домашнее задание № 1: План литобзора / аннотированная библиография по теме ВКР
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий ПМ. Домашнее задание №2. Описание постановочной части (методологического ядра) ВКР
    Домашнее задание, сданное позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оцениваются в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * ПМ. Домашнее задание № 1: План литобзора / аннотированная библиография по теме ВКР + 0.1 * ПМ. Домашнее задание №2. Описание постановочной части (методологического ядра) ВКР + 0.1 * ПМ. Домашнее задание №3. : Рецензирование ВКР, ранее защищенной на кафедре + 0 * ПМ. Дополнительное задание А1 "Реконструкция программы исследования, по научной статье по теме ВКР + 0.2 * ПМ. Дополнительное задание. Внешняя экспертиза постановочной части ВКР + 0.4 * ПМ. Итоговая работа: Проект будущей ВКР по заданной структуре + 0.1 * ПМ.Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steps to academic writing : with key, Barry, M., 2011
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008

Авторы

  • Стрельникова Анна Владимировна
  • Оберемко Олег Алексеевич
  • Климов Иван Александрович
  • Десятова Мария Ивановна
  • Стребков Денис Олегович