Бакалавриат
2024/2025





Информационный шум. Как создают фейки
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Фролов Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Изучить информационный шум как явление современного медиапространства, непрерывный поток сообщений, формирующий представления человека о мире. Роль пропаганды, как инструмента управления массовым сознанием. Фейк как инструмент воздействия на сознание массовой аудитории и как элемент информационной войны. Механизмы создания и признаки фейка. Студенты разбирают кейсы с самыми громкими фейками и анализируют механизм создания фейковый информации, демонстрируют умение определять фейковую информацию и пояснять, как она функционирует.
Цель освоения дисциплины
- Научиться на практике в информационном поле определять информационный шум и фейки
- Различать фейки и пропаганду
- Получить навыки проверки информации для распознавания фейков и определять цели их создания
- Получить представления о механизмах работы фейков, как они создаются, какие каналы распространения используются для эффективного воздействия на аудиторию
Планируемые результаты обучения
- Определяет целевую аудиторию, на которую должны эффективно воздействовать фейки
- Ориентируется в терминологии, дает четко сформулированные определения ключевых элементов курса
- Распознает информационный шум и фейки, называет их признаки, цели создания
- Ориентируется в различных инструментах воздействия на массовую аудиторию, иллюстрирует примерами, демонстрирует понимание работы инструментов
- Определяет информационный шум и фейки, отличает их от ценной объективной информации
Содержание учебной дисциплины
- Коммуникации и информационный
- Пропаганда – все так плохо?
- Особенности массового восприятия информации
- Упрощение и апеллирование к шаблонам массового мышления
- Особенности инфошума
- Инфошум и фейк – одно и то же?
- Цели и механизмы работы фейковой информации
- Как распространяются фейки и как их распознать
- Защита от инфошума
- Конспирология и критическое мышление
Элементы контроля
- Работа на семинареСтудент активно работает на семинарах, готовит, представляет выполненные практические задания, полученные на лекциях по теме текущего семинара, отвечает на контрольные вопросы, активно участвует в дискуссиях по предложенной теме, представляет дополнительные материалы и примеры по теме семинара.
- Домашнее задание № 1Написать короткое эссе с примерами фейков, перечислить каналы их распространения. Определить признаки фейковой информации. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
- Домашнее задание № 2Эссе о различиях между информационным шумом и фейками с примерами. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
- Домашнее задание № 3Эссе на выбранную тему, посвященное информационной кампании, построенной, в том числе, на фейковой информации. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Домашнее задание № 1 + 0.25 * Домашнее задание № 2 + 0.3 * Домашнее задание № 3 + 0.2 * Работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 22113 - М. Ильяхов - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - 9785961442434 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
- Малышева, Е. Г. Информационное телевидение : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 88 с. — ISBN 978-5-9765-4866-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/231851 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Формирование общественного мнения, Бернейс, Э., 2023
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мировой порядок, Киссинджер, Г., 2021