Бакалавриат
2024/2025
Основы педагогики и методики преподавания филологических наук
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса «Основы педагогики и методики преподавания филологических наук» студенты систематизируют знания в области русского языка (фонетики, грамматики, лексики), теории и истории литературы; овладевают навыками выявления в тексте элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи; учатся анализировать художественный текст в различных контекстах и взаимосвязях; осваивают систему методических приемов освещения филологической проблематики в школе, в частности основных приемов и методов представления теоретических сведений из курса словесности; учатся отбирать и составлять формирующие, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов; овладевают навыками рецензирования и мотивированного оценивания работ школьного курса. Формы контроля включают домашние задания (анализ источника, конспект урока с разработкой упражнений, оценивание работы), контрольные работы. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- систематизация знаний в области русского языка (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии) и литературы (теории литературы, истории литературы)
- формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с точки зрения выявления элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи в области лексики, морфологии и синтаксиса; анализа художественного текста в различных контекстах и взаимосвязях
- освоение системы методических приемов освещения лингвистической и литературоведческой проблематики в школе
Планируемые результаты обучения
- Наглядно представляет сведения из основ теории литературы
- Объясняет и комментирует с историко-культурной и теоретической точек зрения основные произведения школьной программы
- Отбирает и составляет формирующие навык, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов
- Применяет основные приемы и методы представления теоретических сведений из курса словесности к анализу теста и объяснению этого анализа обучающемуся
- Рецензирует и мотивированно оценивает работы школьного курса
- Сополагает в художественным текстом основные закономерности словесности X-XVII вв. и литературного процесса XVIII-XX вв
Содержание учебной дисциплины
- Текстоцентрический подход к обучению
- Речевая вариативность и виды норм
- Развитие речи
- Литература как учебная дисциплина средней школы
- Литературоведение в школьном изучении
- Формы аттестационного контроля и подготовка к ним
Элементы контроля
- Домашнее заданиеКомментируется существующая методическая разработка с самостоятельно найденными примерами и опорой на материалы курса.
- Разработка собственного упражнения.Разработайте упражнение по инструкции.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Разработка собственного упражнения.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ланин, Б. А. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 339 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441273 (дата обращения: 28.08.2023).
- Русский язык : учеб. пособие для старших кл. шк. гуманитарного профиля, Багрянцева, В. А., 2006
- Русский язык в упражнениях : учеб. пособие для вузов, Хавронина, С. А., 2016
- Ядровская, Е. Р. Литература: методика преподавания в основной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11921-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446440 (дата обращения: 28.08.2023).
- Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06184-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441768 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антонова Е.С. - Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход - КноРус - 2007 - ISBN: 978-5-85971-609-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/179408
- Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И. Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09310-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442088 (дата обращения: 28.08.2023).
- Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436543 (дата обращения: 28.08.2023).