Бакалавриат
2024/2025
Российская экономика-2
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Продолжение курса 'Российская экономика-1'. Курс основана на МООС 'Российская экономика: полный курс' на платформе online.hse.ru. Курс посвящен актуальным вопросам развития российской экономики; систематизирует факторы, определяющие логику социально-экономического развития России на разных его этапах, что позволяет продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем, а также определить потенциальные точки роста российской экономики. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - История: России (общая/экономическая); экономических учений; - Микроэкономика; - Макроэкономика.
Программа и дизайн курса разработаны в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины
- сформировать представление о современном состоянии российской экономики
- сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества
Планируемые результаты обучения
- студент интерпретирует стилизованные факты Калдора-Кузнеца-Мэддисона
- студент интерпретирует меру соответствия фактов Калдора-Кузнеца-Мэддисона данным о российской экономике, начиная с периода первой индустриализации
- студент интерпретирует стилизованные факты Джоргенсона-Тиммера
- студент выявляет меру соответствия стилизованных фактов Джоргенсона- Тиммера данным о российской экономике за период с 1995 г. по настоящее время;
- студент сравнивает доли основных секторов российской экономики в 2011 и 2020 гг. в ОКВЭД2
- студент рассчитывает среднегодовые темпы прироста выпуска в секторах и вклады секторов в агрегированный рост
- студент рассчитывает вклад реаллокации в рост с использованием методов Стайроха и TRAD
- студент интерпретирует основные факторы неравномерности территориального развития и их природу в контексте концептуального подхода ("новой экономической географии") Пола Кругмана
- студент отличает разные подходы к классификации регионов, лидирующих и отстающих регионах в соответствии с разными подходами, факторами их лидерства/отставания
- Студент различает масштабы региональных диспропорций и экономической конвергенции российских регионов
- студент анализирует актуальные проблемы и основные направления пространственного развития России
- студент выделяет особенности и основные этапы урбанизации в России
- студент выделяет основные агломерационные эффекты и анализирует природу их возникновения, описывает ключевые центры социально-экономического развития – крупнейшие города и агломерации, представляет их роль в экономике России.
- студент анализирует основные проблемы российских городов и интерпретирует их природу.
- студент описывает актуальные проблемы социально-экономического развития российских моногородов и анализирует причины их возникновения.
- студент анализирует роль финансового сектора в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент анализирует роль сектора бизнес-услуг в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент анализирует роль сферы торговли в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент анализирует роль сектора транспорта в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент анализирует роль сектора ИКТ в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент анализирует роль отрасли сложного машиностроения в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
- студент объясняет основы теории человеческого капитала
- студент перечисляет основные показатели, характеризующие уровень человеческого развития, сопоставляет их с мировыми
- студент анализирует основные показатели, характеризующие уровень жизни и социального неравенства, сопоставляет их с мировыми
- студент анализирует особенности российской системы образования, ее основные показатели и их численные значения
- студент анализирует особенности российской системы здравоохранения, ее основные показатели и их численные значения
- студент анализирует особенности образования как отрасли экономики, а также источники финансирования, структуру занятости и уровни российской системы образования
- студент объясняет связь образования и экономического роста
- студент объясняет экономический механизм, связывающий образование и инвестиции в человеческий капитал
- студент анализирует особенности здравоохранения как отрасли экономики, а также источники финансирования и структуру занятости российской системы здравоохранения
- студент объясняет связь здоровья и здравоохранения и экономического роста
- студент объясняет экономический механизм, связывающий здоровье и здравоохранение и инвестиции в человеческий капитал
- студент дает определение услуг капитала
- студент рассчитывает вклад отдельных услуг капитала в рост выпуска в экономике в целом и в отдельных отраслях
- студент приводит определение валового накопления основного капитала
- студент приводит определение инвестиций в основной капитал в российской статистике
- студент приводит отличия инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала в российской статистике
- студент приводит определение инноваций
- студент приводит источники данных и методологию межстрановых сопоставлений национальных инновационных систем (НИС) России и развитых экономик
- студент показывает, как концепция НИС помогает объяснить механизмы развития и роста национальных экономик и, в частности, экономики России
- студент показывает владение теоретическим/аналитическим аппаратом, позволяющим раскрыть механизмы влияния на российскую НИС новых вызовов, связанных с COVID-19 и международными антироссийскими санкциями
- студент объясняет, каким образом и посредством каких программ и проектов в социально-экономической политики России учтена специфика ее региональной структуры
- студент описывает текущее состояние, проблемы и планы развития ключевых территориально-отраслевых комплексов, промышленных кластеров, особых экономических зон и зон опережающего развития
- студент проводит оценку влияния созданных институтов и субъектов регионального развития на благосостояние и экономические перспективы субъектов РФ
- студент объясняет основные принципы, цели и инструменты социальной политики России
- студент описывает концепции (и подкрепляющие их статистическими данными), объясняющие генезис, характер и уровень неравенства и бедности в России
- студент объясняет выбор государством мер социальной политики
- студент описывает основные принципы современной антимонопольной политики РФ, основы работы ФАС, применяемые ей инструменты, анализирует инструменты/показатели, позволяющие оценивать степень монополизации российской экономики
- студент применяет основные подходы к оценке выгод и издержек мер антимонопольного регулирования в России в условиях санкционных шоков
- студент описывает основные этапы и направления корректировки денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России в период внешних шоков (2014-2015, 2020-2021, 2022 - н.в.)
- студент интерпретирует информацию, изложенную в основных документах по денежно-кредитной политике Банка России (https://www.cbr.ru/dkp) и основных документах по бюджетной и налоговой политике Министерства финансов РФ (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance)
- студент дает определение и обосновывает меры по регулированию финансовой системы с учетом понимания единства стратегии, но различия интересов (целей, функций) Банка России и Правительства РФ
- студент описывает основные направления промышленной политики современной России и направления её трансформации для достижения целей технологического суверенитета/суверенной экономики
- студент перечисляет и объясняет основную идею созданных государством институтов и субъектов развития, применяет теоретический/аналитический аппарат, позволяющий объяснять механизмы экономического регулирования, применяемого государством для достижения целей национального развития России
- студент перечисляет механизмы воздействия внешних шоков (пандемии, санкций) на социально-экономическую систему России
- студент описывает и объясняет основную идею мер, предпринятых государством для ослабления влияния негативных внешних шоков, вызванных пандемией и антироссийскими санкциями
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- География
- Отрасли и рынки
- Человеческий потенциал
- Инвестиционный капитал
- Экономическая и социальная политика
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Нова ли новая Россия : монография / Е. Н. Гасюкова, В. В. Карачаровский, С. А. Коротаев [и др.] ; под ред. О. И. Шкаратана, Г. А. Ястребова ; науч. консульт. Д. Лейн. - Москва : Университетская книга, 2020. — 400 с. - ISBN 978-5-98699-202-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1212467
- Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 1. Истоки и панорама рыночных реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. - 978-5-7598-1404-7 - Ясин Е. Г. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372789 - 372789 - iBOOKS
- Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 2. Настоящее и перспективы после реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-1405-4 - Ясин Е. Г., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372786 - 372786 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Becker, G. S. (1993). Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272561
- Развитие и применение антимонопольного законодательства в России : по пути достижений и заблуждений : докл. к 12 Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, М., 5-7 апр. 2011 г., Авдашева, С. Б., 2011
- Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17195-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532577 (дата обращения: 27.08.2024).