Бакалавриат
2024/2025





Новейшая русская литература
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Посталинская фаза советской модерности была ознаменована возникновением новых форм рефлексии времени и истории. Это проявилось, с одной стороны, в ревизии футуроориентированных нарративов и утопизма, а с другой, в проснувшемся интересе к прошлому, «ретроспективизме» и «антикварианизме» (Денис Козлов), в реабилитации идеи «наследия» (Ирина Сандомирская). В этот период позднесоветский субъект позиционирует себя в историческом потоке более куда сложным образом, нежели раньше. В столь разноплановых явлениях, как постепенный пересмотр представлений о культурной памяти (осуществляемый, среди прочего, и в академическом дискурсе с его интересом к устойчивым структурам, архетипам, мифопоэтике), циркуляция дискурсов и практик «возвращения к истокам», актуализация нарративов деградации и вырождения, осторожная проблематизация футурологического оптимизма и поиск новых возможностей для реанимации мессиански заряженного чувства будущего, можно видеть травматическую реакцию на разрыв исторической преемственности (1917 год) и по-разному концептуализируемую утрату. В рамках курса будут рассмотрены, во-первых, специфичные для советской литературы 1960-1980-х гг. способы литературной нарративизации исторического и культурного опыта советского общества, процессы формирования «мест» (П. Нора) и «событий памяти» (А. Эткинд), во-вторых, разработка образов и сценариев будущего в научно-фантастической литературе и некоторых разновидностях антиутопии. Задача, решаемая на лекционных и семинарских занятиях, – осмысливая формы переживания прошлого и проектирования будущего в позднесоветской подцензурной литературе, обозначить контуры позднесоветского консервативного воображения, предложить ответы на вопросы о природе советского ретроспективизма и причинах, вызвавших уже в постсоветский период кризис в производстве моделей будущего и более совершенного мироустройства.Некоторые авторы, рассматриваемые в рамках лекционных и семинарских занятий:Б. Окуджава. Путешествие дилетантов.Ю. Трифонов. Нетерпение. Старик. В. Шукшин. Рассказы.И. Ефремов. Час быка.А. Казанцев. Донкихоты Вселенной.С. Гансовский. Млечный путь.А. и Б. Стругацкие. Хищные вещи века. Пикник на обочине. Жук в муравейнике.В. Войнович. Москва 2042.А. Кабаков. Невозвращенец.В. Пелевин. Омон Ра.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о специфике позднесоветской культуры, практиках и процедурах формирования позднесоветского субъекта
- Знакомство студентов с разнообразными культурно-идеологическими стратегиями «присвоения» прошлого и конструирования будущего в позднесоветской подцензурной прозе
- Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
- Систематическое знакомство студентов с отечественными поэтическими практиками XX–XXI вв
- Развитие у студентов навыков разноаспектного анализа поэтического текста
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знание основных способов нарративизации исторического опыта в позднесоветской прозе (имена, сообщества, тексты)
- Демонстрировать знание о формах манифестации «утопического» и «антиутопического» в позднесоветской культуре и его критике
- Демонстрировать представление о специфике соотношения консервативного (традиционалистского) и инновативного в подцензурной позднесоветской литературе
- Анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их возникновения и бытования
- Демонстрировать знание ряда наиболее репрезентативных для данного учебного курса имен и художественных текстов
- Ориентироваться в основных тенденциях позднесоветской подцензурной прозы, связанных с конструированием образов прошлого и будущего
- Создавать исследовательский текст и осуществлять грамотный историко-культурный анализ
Содержание учебной дисциплины
- Литература поздней советской модерности: культурно-идеологический климат, институты, особенности организации литературного поля
- Литература позднесоветского неопочвенничества и историческая проза 1970-1980-х: «в поисках утраченного»
- Феномен советской научной фантастики: производство образов будущего. Утопическое и антиутопическое в позднесоветской культуре
- Официоз и андеграунд: как начинались «эстетические разногласия» русской поэзии с советской властью.
- Андеграунд до андеграунда: зарождение поэтического нонконформизма в раннем СССР.
- После Сталина: первые неподцензурные сообщества
- После Бродского: поэзия «длинных 70-х».
- Ветер перемен: поэзия во времена перестройки и дальше.
- Автобиографическое письмо, эго-документальность, субъективность
- От автобиографического письма к автобиографической литературе
- Автобиографический поворот в русскоязычной литературе второй половины ХХ века
- Жанровое разнообразие автобиографической литературы XXI в.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭссеЭссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- ЭссеЭссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- Коллективная презентацияПрезентация выполняется в группах по 2 человека. Презентации посвящены анализу автобиографических литературных текстов из предложенных преподавателями.
- ЭссеФинальное эссе выполняется индивидуально. Эссе должно быть посвящено анализу одного или нескольких литературных автобиографических текстов по выбору учащегося.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Эссе + 0.25 * Эссе
- 2024/2025 3rd module0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллективная презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Soviet Literature of the Thirties: A Reappraisal. Sociocriticism. Vol. II №1 Octobre 1986, , 1986
- История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) : учеб. пособие, Мусатов, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature, Dobrenko, E., 1997
- Основы теории литературы. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение, Федотов, О. И., 2003