2024/2025
Мемориальная культура
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Мемориальная культура» является базовым для майнора «Public History: память, история и популярная культура» и предполагает изучение теоретических оснований направления, разбор существующего терминологического поля и анализ конкретных кейсов. В первом случае речь пойдет о рассмотрении методологии таких направлений как Memory Studies, Heritage Studies, Trauma Studies, Death Studies, а также об изучении концепции публичной сферы и истории эмоций.Анализ конкретных кейсов будет представлен на примерах учебников истории и литературы (вкл. учебники «История Родного края») и музейного пространства (вкл. классические исторические музеи мира, дома-музеи, музеи Холокоста, а также Национальный музей афроамериканской истории и культуры (Вашингтон) и Ельцин-Центр (Екатеринбург)). Мы рассмотрим значение, которое имели для формирования публичного пространства художественные тексты (от «Войны и мира» и «Анны Карениной» Льва Толстого до «Одного дня Ивана Денисовича» Александра Солженицына), кинематограф и сериалы (от «Андрея Рублева» Андрея Тарковского до современных сериалов, посвященных Екатерине II).Мы поговорим также о пространстве кладбищ и функциях исторических и современных надгробий. Отдельное внимание в курсе будет уделено мемориальной культуре имперского периода, а также публичному пространству и мемориальным практикам, формирующимся в российских регионах (Центральная Россия, северо-запад, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Кейсы будут представлены приоритетно на материалах Российской империи, СССР и современной России.
Цель освоения дисциплины
- научить студентов пользоваться понятийным аппаратом и методологическими наработками таких направлений, как история памяти (вкл. концептуализацию презентации травматичного опыта), история эмоций, а также Heritage Studies и Death Studies
- научить студентов анализировать разные типы источников (от пространства музея и мемориала до учебника и видеоряда) и научную литературу по мемориальной культуре
- выработка навыки анализа публичной презентации прошлого
Планируемые результаты обучения
- различает основные подходы к изучению памяти о прошлом
- может объяснить определения «публичная история», «мемориальная культура», «политика памяти», «коллективная память», «травма», «ностальгия», «забвение» и др.
- распознаёт принципы функционирования публичного пространства, в котором производятся проекты по репрезентации истории (вкл. деятельность разных акторов)
- распознаёт принципы, возможности и ограничения организации мемориального пространства
- выявлять специфику мемориальной культуры имперского периода
- определять роль публичного пространства и мемориальных практик в российских регионах
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основания: Public History и Memory Studies
- Теоретические основания: История эмоций
- Теоретические основания: Концепция травмы
- Мемориальное пространство от музея до некрополя
- Мемориальная инфраструктура: роман, комикс, кино/сериал
- Мемориальные акции: от поминовения до парада
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jeffrey C. Alexander, Ron Eyerman, Bernard Giesen, Neil J. Smelser, & Piotr Sztompka. (2004). Cultural Trauma and Collective Identity. University of California Press.
- Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилемма российской идентичности, Малинова, О. Ю., 2015
- Политика аффекта : музей как пространство публичной истории, , 2019
- Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций, , 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Джонсон Джулиет, & Малинова Ольга Юрьевна. (n.d.). Символическая Политика Как Предмет Political Science И Russian Studies: Исследования Политического Использования Прошлого В Постсоветской России.
- Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
- Историческая память : введение: учебное пособие, Сафронова, Ю. А., 2020
- История эмоций, Плампер, Я., 2018
- Как рассказывают историю детям в разных странах мира, Ферро, М., 2010