2024/2025
Международные отношения и дипломатия ибероамериканского мира
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Волосюк Ольга Виленовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
На лекциях и семинарах будут рассмотрены актуальные вопросы истории международных отношений ибероамериканских государств, ее основные этапы и закономерности, диверсификации и интенсификации их внешних связей, формирования региональных и трансрегиональных альянсов, перспективы укрепления международных позиций Ибероамерики и возможности трансатлантического сотрудничества. Отдельное внимание будет уделено особенностям двусторонней и многосторонней дипломатии, а также той роли, которую играет проведение ибероамериканских саммитов для превращения этого важного межрегионального объединения в один из полюсов глобальной архитектуры.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студента представлений об основных этапах в развитии дипломатии и международных отношений в ибероамериканских странах в XIX-XXI вв.
- Выработка представления о позициях, занимаемых странами Ибероамериканского мира на международной арене, об особенностях взаимоотношений этих стран с Россией.
- Ознакомление со спецификой и механизмами функционирования внешнеполитических ведомств и международных соглашений в странах Ибероамерики на современном этапе.
- Развитие навыков анализа и сопоставления важнейших событий и процессов, определявших траектории развития внешнеполитического курса ибероамериканских государств.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует и имеет навыки критической оценки информации о важнейших событиях и процессах международного развития Ибероамерики, сопоставляет важнейшие события и процессы в современном внешнеполитическом развитии стран региона, выявляет их исторические истоки, рассматривает события и процессы в Ибероамерике в международном контексте.
- Анализирует основные этапы, события, тенденции, факторы и закономерности в международном положении и в выстраивании внешнеполитического курса странами Ибероамерики, особенности развития интеграционных процессов в ибероамериканском регионе, имеет представления об особенностях дипломатической практики в этом регионе, о механизмах мягкой силы и новых видах дипломатии.
- Владеет навыками подбора научной литературы по конкретной теме, обобщения и интерпретирования содержащейся в ней информации, навыками формулирования собственной оценки событий и ее аргументации, ведения дискуссии и представления результатов своих исследований в виде краткого устного выступления или текста, написанного и оформленного в соответствии с академическими правилами.
- Владеет профессиональной лексикой и терминологией, навыками работы с такими источниками, как международные договоры и соглашения, документы МИД, материалы ведущих СМИ.
Содержание учебной дисциплины
- Дипломатия стран Пиренейского полуострова в рамках Венской системы международных отношений
- Россия и Испания в системе баланса сил в XVIII-XIX вв.
- Доктрина Монро и страны Латинской Америки в XIX в.
- Страны Пиренейского полуострова в Первой мировой войне. Международная повестка Гражданской войны в Испании
- Латинская Америка между двумя мировыми войнами.
- Развитие международно-политической ситуации в Латинской Америке после окончания второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия (1945 – 1958 гг.)
- Франкистская Испания и ее место в системе послевоенных международных отношений (1945 – 1975 гг.).
- Внешняя политика режима А. Салазара в Португалии: между изоляцией и колониальными войнами (1945 – 1974 гг.).
- Латинская Америка – пространство политических потрясений и меняющаяся роль в мировых делах (1959 – 1973 гг.).
- Латиноамериканские страны в период разрядки международной напряженности (1974 – 1980 гг.).
- «Революция гвоздик» и пересмотр системы внешнеполитических ориентиров Португалии (1974 – 2008 гг.)
- Формирование внешнеполитического курса демократической Испании: концептуальные основы и главные направления (1975 – 2008 гг.)
- Международная деятельность государств Латинской Америки в период «потерянного десятилетия» (1980 – 1990 гг.)
- Воздействие процесса глобализации на внешнюю политику латиноамериканских стран (1991 – 2008 гг.)
- Мировой кризис 2008-2009 гг. и корректировка геополитических приоритетов Испании и Португалии (2010 – 2020 гг.)
- Латинская Америка в условиях замедления неолиберальной глобализации и складывания нового миропорядка (2010 – 2020 гг.)
- Кризисные явления в Европейском союзе и внешнеполитическая активность иберийских стран (2010 – 2020 гг.)
- Политический курс администрации Д. Трампа в латиноамериканском регионе: перезагрузка межамериканских отношений
- Российская Федерация и Латинская Америка: возможности и пределы стратегического партнерства
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Доклад
- Активность на семинарах
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме в формате аналитического эссе. Темы эссе распределяются на последнем занятии. Загрузить работу необходимо в LMS до 10:00 13 июня 2020 г. Студентам разрешено использовать материалы лекций, учебники и научную литературу. Студентам запрещено использовать чужие работы без ссылок на них, плагиат в любых объемах. Так как экзамен письменный прерывание связи не влияет на ход экзамена. Оценки за эссе и итоговые оценки оглашаются 17 июня в ходе онлайн встречи на платформе Zoom. Прерывание связи не является поводов для снижения оценки. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Доклад + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Внешняя политика Испании в XVIII веке : становление испано - русских отношений, Волосюк, О. В., 2011
- История внешней политики Испании : учебник для вузов, , 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Российские дипломаты в Испании, 1667 - 2017, , 2016
- США и левые режимы Латинской Америки : вторая половина XX - начало XXI в., Строганова, Е. Д., 2017