2024/2025





Социологический анализ медиатекстов
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
В современной социологии существует множество подходов к анализу медиатекстов. Лекционная часть дисциплины предполагает рассмотрение различных определений текста, документа и дискурса, ключевых методов изучения различных типов медийных текстов, включая возможности и ограничения. На семинарских занятиях слушатели освоят основы контент-анализа, анализа дискурса, нарративного анализа, анализа фреймов, визуального анализа и др. В качестве объектов изучения будут предложены информационные материалы СМИ, художественные медиатексты (песни, фильмы и др.), а также контент, генерируемый пользователями социальных сетей.
Цель освоения дисциплины
- Освоение теоретических основ и методов социологического анализа медийных текстов.
- Формирование навыков проектирования социологического исследования медийных текстов.
- Развитие компетенций групповой исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- Последовательно осуществлять этапы контент анализа медийных текстов, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
- Представлять результаты социологического анализа медийных текстов в различных форматах.
- Применять на практике различные приемы анализа медийных текстов (визуальный анализ, нарративный анализ, анализ дискурса, интент-анализ и т.д.).
- Составлять программу социологического исследования медийных текстов, включая формулирование рабочей гипотезы, выработку методологических и методических оснований.
Содержание учебной дисциплины
- Документ, текст, дискурс.
- Структура социологического исследования медийных текстов.
- Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.
- Контент-анализ: история метода.
- Основные этапы и процедура проведения контент-анализа.
- Анализ и интерпретация данных.
- Визуальный анализ медийных текстов.
- Интенции в медийных текстах. Метод интент-анализа.
- Анализ повестки дня и фреймов в медиа.
- Основные приемы дискурс-анализа.
- Нарративный анализ.
- Контент-анализ: автоматизация обработки данных
Элементы контроля
- Защита исследовательского проекта: Защита работы
- Групповой проект: Защита работы (экзамен)
- Домашнее задание
- Семинары: активность
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Групповой проект: Защита работы (экзамен) + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Защита исследовательского проекта: Защита работы + 0.2 * Семинары: активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
- Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017