Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Философия древнего мира

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты знакомятся с философией древней Индии, Греции и средневековыми философскими учениями. Большое внимание уделяется изучению важнейших философских школ и отдельных персоналий. В рамках курса рассматривается философия Пифагора и пифагорейской школы, мысль Гераклита, Парменида, Зенона, Эмпедокла, Анаксагора. Студенты изучают мысль Сократа, Платона, Аристотеля, их интеллектуальное соперничество с софистами. Затем рассматривается философия неоплатонизма, христианского платонизма, а также мистическое богословие Запада и Востока, после чего студенты знакомятся с основными темами средневековой философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия древнего мира» являются:  Знакомство с дофилософскими способами рефлексии и духовными практиками на Востоке и Западе;  Знакомство с главными идеями, фигурами и ключевыми спорами древнегреческой и средневековой философии;  Знакомство с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития древнегреческой и средневековой философии;  Выявление влияния древнегреческих и средневековых философских теорий на развитие политической, научной и религиозной мысли следующих эпох;  Выявление значения построений и концепций древнегреческих и средневековых философов для современной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историко-политический контекст мысли Сократа, сократические методы. Ориентируется в учении о душе Платона и его теории познания. Различает знание и мнение в философии Платона, может воспроизвести иерархию знания. Понимает место мифа в мысли Платона, знает содержание диалога "Государство". Может воспроизвести основные космологические идеи Платона. Понимает исторический контекст и содержание спора между софистами и Платоном.
  • Знает основные идеи древней индийской философии: космогония, мир, боги и человек. Ориентируется в проблематике перехода от мифа к логосу в древнегреческой философии. Знает основные положения философии Пифагора и пифагорейцев. Может воспроизвести идеи Зенона, Эмпедокла, Анаксагора и атомистов.
  • Знает содержание "Категорий" и "Метафизики" Аристотеля. Понимает критику Платона Аристотелем. Ориентируется в основных идеях Аристотеля: предмет «первой философии». учение о причинах, гилеморфизм, учение о возможности и учение о действительности. Знает основные положения этической и политической философии Аристотеля. Ориентируется в основных положениях философии эпохи эллинизма и в философской системе неоплатонизма.
  • Знаком с идеями христианского платонизма. Ориентируется в философском учении Аврелия Августина. Понимает контекст и содержание триадологических и христологических споров. Ориентируется в основных идеях и понятиях мистического богословия Запада и Востока.
  • Ориентируется в ключевых темах и идеях средневековой философии: доказательство бытия Бога, "онтологический аргумент" Ансельма Кентерберийского, философия Фомы Аквинского, проблема универсалий, реализм, номинализм, концептуализм. Знаком с феноменом средневекового университета, может продемонстрировать понимание проблемы автономии университета. Знает ключевые идеи и основных представителей античной и средневековой философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Древняя Индия. Вселенная – Время – Речь: Ритуал. Тема 2. От мифа к логосу? Предфилософские космогонии Древней Греции. Тема 3. У истоков философского мышления: Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид. Тема 4. Постэлейская натурфилософия. Плюралистические концепции бытия: атомисты, Эмпедокл, Анаксагор.
  • Тема 5. Суд над Сократом. Тема 6. Учение о душе и теория познания Платона. Тема 7. Платон: Политика и Метафизика. Тема 8. Космология Платона. Тема 9. «Битва за философию»: Софисты, Исократ и Платон о воспитании.
  • Тема 10. «Категории» и «Метафизика» Аристотеля. Тема 11. Этика и Политика Аристотеля. Тема 12. Философия эпохи эллинизма как modus vivendi. Тема 13. Философская система неоплатонизма.
  • Тема 14. Христианский платонизм. Философия Аврелия Августина. Тема 15. Триадологические и христологические споры. Тема 16. Мистическое богословие на Востоке и Западе.
  • Тема 17. Ключевые темы средневековой философии: доказательства бытия Бога. Тема 18. Ключевые темы средневековой философии: проблема универсалий. Тема 19. Университет в Средние века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах модуль 1
    Студент должен прочитать текст к семинару (источник в переводе на русский язык), знать ответы на предложенные вопросы, владеть базовой философской терминологией, анализировать тезисы, сформулированные в тексте.
  • неблокирующий Тест 1 модуль
  • неблокирующий Тест 2 модуль
    Тестовая контрольная содержит ок.30 вопросов. Студент должен дать на каждый вопрос один верный ответ из четырех предложенных вариантов.
  • неблокирующий Работа на семинарах модуль 2
    Студент должен к семинару прочесть текст (источник), уметь давать ответы на предложенные вопросы, знать историко-философский контекст, владеть философской лексикой
  • неблокирующий Присутствие на семинаре модуль 1
    Присутствие на семинарах обязательно
  • неблокирующий Присутствие на семинаре модуль 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Онакоп=0,6Оауд.+0,3Оп.р+0,1присутствие. Округление получившегося результата от сотых в пользу студента. Промежуточные элементы не округляются О результ=0,6Оитог+0,4Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гриненко, Г. В.  Философия Древнего мира. Античная философия : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 145 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10156-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429449 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Философия древнего мира и средних веков : учеб. пособие для вузов, Звиревич, В. Т., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гуревич, П. С.  История философии : учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00647-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433746 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Платон, -.  Пир. Апология Сократа / Платон ; переводчики С. К. Апт, М. С. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 89 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06630-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441955 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Макарова Ирина Владимировна
  • Михайловский Александр Владиславович
  • Плешков Алексей Александрович