• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Критическое мышление

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В мире, где информация стала главной ценностью, а производство знаний важнее и фундаментальнее, чем производство товаров и услуг, главным вопросом оказывается уже не «где нам найти информацию?», а «что нам с ней делать?». Причем этот вопрос стоит перед нами не в теоретическом, а в практическом аспекте. Можно бесконечно расширять свои знания, в том числе и знания о знаниях, но так и не научиться ими пользоваться. Курс «Критическое мышление» не предлагает вам готовый комплект новых теоретических знаний. Он предназначен для того, чтобы вы лучше ориентировались в тех знаниях, которые у вас уже есть, и тех, которые вам придется получать в течение всей жизни. Он направлен на развитие навыков активного и целенаправленного анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений и принятия решений. Как нас обманывают наши восприятия? Всегда ли можно доверять собственной памяти? На основании чего мы на самом деле принимаем свои решения? Кто и как манипулирует динамикой наших убеждений? Разобраться в этих вопросах и выработать на их основе практические навыки ориентирования в мышлении – главная задача данного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать формированию и повышению логической культуры студентов, развитию у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • дать базовые логические знания, сформировать четкое и ясное представление о формах мышления, видах и критериях правильных рассуждений, основных логических законах, ключевых логических понятиях и операциях
  • сформировать у студентов понимание места логики в системе когнитивных наук, а также ее роли в развитии современной философии
  • привить практические навыки решения логических задач и упражнений, построения выводов, выполнения таких логических операций, как определение и классификация
  • научить студентов четко распознавать логические ошибки и просчеты
  • ознакомить студентов с основами теории аргументации и логическими приемами аргументативного дискурса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные признаки научной теории. Понимание научных методов, умение использовать их по мере необходимости.
  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Понимать значение вероятностей в жизни и аргументации. Понимание формулы Байеса, умение эффективно применять ее для анализа поступающий данных.
  • Понимать логические границы применимости языка и связанные с ними проблемы и опасности
  • Понимать логическое следование. Различать дедуктивные и недедуктивные способы рассуждения. Эффективно использовать их в аргументации.
  • Понимать сложность и многозначность языка. Уметь различать нарушение принципов теории именования.
  • Различать кооперативные и некооперативные диалоги. Соблюдать максимы Грайса. Различать коммуникативные импликатуры и пресуппозиции. Уметь корректно формулировать вопросы и ответы.Разоблачать основные ошибки и уловки в вопросно-ответной процедуре: провокационные вопросы, недоопределенные вопросы, парадоксальные вопросы, бессмысленные вопросы, подмена вопроса, нерелевантные ответы, тавтологические ответы, уклонение от ответа.
  • Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение владеть понятиями, различать их виды. Эффективно использовать при формулировке тезиса и построении аргументации.
  • Умение использовать методы установления причинных связей. Понимание, в чем суть действующей причины.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры,
  • Уметь корректно формулировать определения, объединять их в непротиворечивые множества. Осознавать значимость определения как инструмента академической и аргументативной деятельности
  • Уметь строить таблицы истинности и с их помощью устанавливать верность дедуктивных рассуждений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение. Критический вопрос: зачем мыслить критически?
  • 2. Критический анализ познания. Как наши познавательные способности нас обманывают?
  • 3. Критический анализ аргументации. Как нам навязывают ошибочные выводы?
  • 4. Слова и вещи. Почему слова что-то значат?
  • 5. Понятия и операции с ними. Как жить по понятиям?
  • 6. Определение и определимость. Внесем ясность!
  • 7. Речевые акты. Как делать вещи при помощи слов?
  • 8. Самореферентность. О чем этот раздел?
  • 9. Логические основы мышления. Как держать форму?
  • 10. Истинностные функции. Или нет?
  • 11. Научный метод. Какие ваши доказательства?
  • 12. Каузальный анализ. А все почему?
  • 13. Вероятность. Каковы наши шансы?
  • 14. Рассуждения о рассуждениях. Я знаю, что ты знаешь!
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Аудиторная + 0.2 * Аудиторная + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18472 - Т.Чатфилд - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - 9785961420920 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18472
  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Введение в логику : университетский курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2010
  • Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914654
  • Теория и практика аргументации: Учебное пособие / Д.В. Зайцев. - Москва : ИД ФОРУМ, 2010. - 224 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0328-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/213680

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 100 правил убеждения и аргументации / Непряхин Н.Ю. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 131 с.: ISBN 978-5-9614-4751-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911404
  • Алиса в Стране Смекалки, Смаллиан, Р. М., 1987
  • Асакер Т. - Основа убеждений. Как лучшие в мире маркетологи, дизайнеры, продавцы, тренеры, учителя, предприниматели и лидеры заставляют нас поверить в свои идеи - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 208с. - ISBN: 978–5–91657–894-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62350
  • Вероятность. Кн. 1: Вероятность - 1: Элементарная теория вероятностей. Математические основания. Предельные теоремы, Ширяев, А. Н., 2004
  • Гоулстон М., Уллмен Д. - Искусство влияния. Убеждение без манипуляций - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-753-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62223
  • Грайс, Г., & Стросон, П. (2012). В защиту догмы. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15461000
  • Ивин, А. А.  Практическая логика: задачи и упражнения : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08802-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438613 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ивин, А. А.  Практическая логика: задачи и упражнения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08984-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441612 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ивин, А. А.  Теория и практика аргументации : учебник для бакалавров / А. А. Ивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2329-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425240 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913068
  • Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах / Графф Д., Биркенштайн К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 258 с.: ISBN 978-5-9614-4648-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913593
  • Как убедить, что ты прав / Шелл Р., Мусса М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 283 с.: ISBN 978-5-9614-4355-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913905
  • Линдстром М. - Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нами и убеждают покупать их товары - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 304с. - ISBN: 978-5-91657-360-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62279
  • Льюис Д. - Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 304с. - ISBN: 978-5-00057-332-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91736
  • Михайлов, К. А.  Логика : учебник для академического бакалавриата / К. А. Михайлов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 467 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04524-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431905 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Михайлов, К. А.  Логика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 431 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04536-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431994 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Москвин, В. П.  Риторика и теория аргументации : учебник для вузов / В. П. Москвин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 725 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09710-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428443 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Понятие как форма мышления : логико - гносеологический анализ, Войшвилло, Е. К., 2014
  • Шилов, Е. (2007). Лоу С. Философский Тренинг / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 352 С. Лоу С. Философские Истории / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 280 С. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия, (20). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14272215

Авторы

  • Селиверстов Владимир Валерьевич