• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Саморефлексия традиционной индийской культуры

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Саморефлексия индийской культуры» открывает двухгодичный майнор по изучению философских традиций трех культур Востока: индийской, китайской и мусульманской. Мировоззренческие теоретические учения, входящие в ядро перечисленных культур и задающие их историческую динамику от периода зарождения и до современности, которые мы по аналогии называем «философией», в реальности имеют как сходства с философией, зародившейся в Древней Греции и вошедшей в ядро западной культуры, так и весьма существенные отличия. Переформатирование политической карты мира во второй половине ХХ века и формирование полицентричного мира поставило перед специалистами в области социально-гуманитарных дисциплин задачу теоретического осмысления этих процессов и создания теоретического обеспечения такого их развития, которое свело бы к минимуму межцивилизационные конфликты, но способствовало бы плодотворному межкультурному сотрудничеству. Решение этой задачи невозможно без опоры на достоверные и объективные знания о восточных культурах, равно как и без их широкого распространения через систему образования, в которой готовятся кадры будущих специалистов по общественным отношениям, а также без выхода академических знаний о восточных культурах в широкую аудиторию. Цель майнора в целом и дисциплины «Саморефлексия индийской культуры», в частности, определяется указанной общественной необходимостью: распространением объективных академических знаний о трех самых влиятельных восточных культурах, причем об их базовых составляющих (ценностях, универсалиях, или морфемах), сохраняющих жизнестойкость каждой культуры и ее самобытность. Именно философы всегда задавались вопросами о главном в жизни людей и формировали общественное сознание, поэтому вслед за ними мы будем рассматривать филосо¬фские смыслы, которые становились итогом их рассуждений (рефлексии) в названных культурах. Для объективации этих смыслов будут привлекаться интерпретации восточных культур западными исследователями. На протяжении первого модуля объектом изучения будет индийская культура, от ее зарождения во II тысячелетии до н. э. до XXI века, а в ней – те универсалии, которые были выделены еще древними индийцами и продолжают определять основания индийской жизни сегодня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать специфику индийской культуры и ее связь с географическими и историческими условиями ее формирования.
  • Знать главные универсалии индийской культуры и содержание стоящих за ними концепций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать буддизм как эволюционирующее живое учение, применять знание основных ценностей буддизма для объяснения поведения адептов буддизма
  • Студенты понимают специфику проблемы диалога Востока и Запада и необходимость ее решения
  • Применяет знания о ключевых событиях истории индийской цивилизации для объяснения их влияния на интеллектуальную историю Индии
  • Знает отличия дофилософии и предфилософии, умеет интерпретировать содержание концепта даршана, объяснить отличия даршаны от философии, обосновать, что адживики и джайны были именно философами, а не просто религиозными проповедниками
  • Знать, какие процессы происходили в духовной жизни Индии в период VII-V вв. до н. э., какие типы духовных деятелей появились в условиях ослабления ведийской религии, какие идеи и практики развивались шраманами и брахманами. Объяснять, как эти процессы повлияли на универсалии индийской культуры
  • Знать содержание произведений джайнских философов Умасвати и Кундакунды, интерпретировать смыслы человеческого бытия на основе текстов
  • Видеть в джайнизме живое развивающееся учение, оценить предлагаемые джайнами практики работы с человеческой психикой
  • Знать историю буддизма и содержание основных концептов буддийского мировоззрения, интерпретировать отличия буддизма от теистических религий
  • Знать отличия тхеравады, махаяны и ваджраяны, интерпретировать смыслы этих отличий в свете истории буддизма
  • Понимать основные идеи философии санкхьи и йоги, объяснять полезность практик йоги на основе главных текстов этих даршан
  • Знать отличия классической йоги Патанджали и современных практик йоги, объяснять недогматичность йоги, возможность индивидуального выбора практик йоги
  • Обосновать натурфилософский характер вайшешики и роль «Ньяя-сутр» в формировании самобытной эпистемической культуры Индии
  • Знать значение мимансы в развитии представления о дхармы; использовать знание основных идей веданты для интерпретации фактов социальной и политической жизни Индии
  • Понимать специфику вхождения Индии в модерн и роль в этом процессе разных сословий.
  • Знать неоиндуистские организации, объяснять, идеи каких религий и наук были синтезированы неоиндуистскими лидерами, и каким запросам западного человека отвечают неоиндуистские идеи и практики
  • Знать основы вероучения сикхизма, интерпретировать на основе вероучения религиозные практики сикхов
  • Знать особенности структуры индийского общества, интерпретировать причины социальных и межрелигиозных конфликтов внутри страны, а также причины межгосударственных конфликтов Индии с соседними государствами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Диалог Востока и Запада в исторических ретроспективе и перспективе.
  • Тема 2. Самобытность индийской культуры и философии
  • Тема 3. Дофилософия и предфилософия Индии. Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики
  • Тема 4. Индийская культура эпохи брахманизма
  • Тема 5. Смыслы человеческого бытия в джайнизме
  • Тема 6. Трансформация смыслов в современном джайнизме
  • Тема 7. Чему учит буддизм.
  • Тема 8. Развитие учения в махаянском буддизме и ваджраяне
  • Тема 9. Буддизм как мировая религия в ХХ–ХХI вв.
  • Тема 10. Санкхья и йога как брахманские продукты эпохи «брожения умов»
  • Тема 11. Современное бытование йоги
  • Тема 12. Роль натурфилософии вайшешики и эпистемология ньяи в индийской эпистемической культуре
  • Тема 13. Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
  • Тема 14. Философские смыслы Индийского Возрождения и Просвещения
  • Тема 15. Почему неоиндуизм востребован на Западе
  • Тема 16. Сикхизм как творческий синтез индуизма и ислама
  • Тема 17. Чем живет современная Индия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дискуссионная активность
    Активность на семинарах оценивается по участию в обсуждениях выступлений в форме либо уточняющих вопросов, либо дополнений к ответам
  • неблокирующий Контроль посещаемости занятий
    За посещение одного занятия студент получает 0,03 балла
  • неблокирующий Выступление на семинарах
    Доклад готовится по вопросам из планов семинаров.
  • неблокирующий Контрольное тестирование
    Тест закрытый: к вопросу 5 вариантов ответов, нужно выбрать правильные, которых может быть от одного до пяти
  • неблокирующий Эссе
    Эссе завершает изучение дисциплины. Его цель - выявление уровня понимания студентом смыслов, предлагаемой индийской культурой своим носителям.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Выступление на семинарах + 0.2 * Выступление на семинарах + 0.05 * Дискуссионная активность + 0.05 * Дискуссионная активность + 0.05 * Контроль посещаемости занятий + 0.05 * Контроль посещаемости занятий + 0.1 * Контрольное тестирование + 0.1 * Контрольное тестирование + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 11669 - Б.Айенгар - Йога Дипика: Прояснение йоги - 9785961446340 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/11669
  • 70 - Б.Айенгар - Йога-сутры Патанджали. Прояснение - 9785961429534 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/70
  • Аякова, Ж. А. Буддизм на Западе: медитация, ум и жизнь : монография / Ж. А. Аякова. — Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020. — 241 с. — ISBN 978-5-8200-0473-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226070 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Григорьева, С. В. История Индии в новое время. Документы и материалы : учебно-методическое пособие / С. В. Григорьева. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2023. — 58 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/344654 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кожевников, В. А. Буддизм в сравнении с христианством : в 2 томах / В. А. Кожевников. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том 1 — 2013. — 641 с. — ISBN 978-5-507-37306-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/43993 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кожевников, В. А. Буддизм в сравнении с христианством : в 2 томах / В. А. Кожевников. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том 2 — 2013. — 763 с. — ISBN 978-5-507-37307-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/43994 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Надеева, М. И. Буддизм: основы философии, психологии, этики, художественной культуры : монография / М. И. Надеева. — Казань : КНИТУ, 2018. — 116 с. — ISBN 978-5-7882-2491-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166121 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Наоми Аннанд - Йога. Дыши, тянись, живи - 9785001690757 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/25443 - 25443 - МИФ

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Громаковская Т. - Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней» - 978-5-49807-714-7 - Санкт-Петербург: Питер - 2010 - 25910 - https://ibooks.ru/bookshelf/25910/reading - iBOOKS
  • Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода / М. Элиаде , перевод с английского С. В. Пахомова. — Москва : Академический Проект, 2019. — 427 с. — ISBN 978-5-8291-2392-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133283 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Канаева Наталия Алексеевна