2024/2025
Человек советский
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Переживание ситуации распада СССР было связано с надеждами на обновление системы ценностей, возникновение свободного, демократического, открытого общества на территории бывших союзных республик. Активным субъектом социальных преобразований должен был стать человек нового типа, способный к личной и гражданской ответственности, политически сознательный и самостоятельный, в отличие от «человека советского», характеристиками которого считалась пассивность, патерналистские ожидания, неспособность к публичному высказыванию, толерантности и компромиссам. Насколько соответствовали действительности эти характеристики, приписываемые «советскому человеку» советскими же интеллигентами 1980-90-х годов? Насколько «советским» остается человек в постсоветской России? Возможно ли создать объемный портрет «советского человека», свободный от обобщений и критики? Для ответа на этот вопрос недостаточно исследователь современную систему норм, организующих общественное взаимодействие, и жизненные сценарии жителей постсоветского пространства. Необходимо изучить исторические и идеологические условия формирования «человека советского», практики советизации населения союзных республик, интеллектуальные стратегии противодействия «советскому». Программа курса «Человек советский» знакомит слушателей с возможностями антропологического подхода к изучению быта, эмоций и практик советского человека, моделей его поведения в общественном и личном пространстве. Преподаватели курса предлагают студентам обратиться к истории советского человека «от первого лица»: эгодокументы и эгонарративы советского времени составляют важный блок материалов курса. Навыки аналитического чтения дневников, писем, воспоминаний, рассматривания советских фотографий помогут слушателям увидеть советскую повседневность глазами «советского человека» и сформировать собственное отношение к прошлой социальной реальности. Такой подход стимулирует интерес к семейной истории, дает возможность понять судьбы поколений семьи на фоне «большой истории».
Цель освоения дисциплины
- Изучение советского опыта социально-культурной и поведенческой трансформации, осуществленной в первой половине ХХ века, ее результатов и связанных с этим дискуссий, продолжающихся по сей день.
- Осмысление специфики, взаимосвязи и источников формирования специфических социально-культурных практик советского общества
- Анализ проблем интеграции и трансформации советского бытового наследия в условиях современного российского капитализма.
Планируемые результаты обучения
- Владеть базовой информацией о репрезентациях образа «советского человека»
- Владеть базовой информацией по истории советской повседневной жизни и источниковой базе и методах его изучения
- Владеть базовой информацией по основным концепциям «советского человека»
- Владеть базовыми знаниями о повседневности и социальных практиках «длинных семидесятых»
- Владеть базовыми знаниями о советских гендерных порядках в разные периоды послевоенной истории, владеть элементарными навыками анализа источников по советской гендерной истории
- Знать о советских биографических сценариях и методах их изучения
- Знать основные историко-антропологических концепции «оттепели», иметь базовые представления об источниках по изучению этого периода
- Знать основные концепции антропологических трансформаций постсоветского общества.
- Знать основные социально-политических процессы советских «длинных семидесятых» и их международный контекст
- Знать основные типы источников по антропологии советского общества и о том, где эти источники могут быть найдены; владеть базовыми знаниями о методах их интерпретации
- Ознакомиться с принципами интерпретации художественных произведений как исторических источников и владеть навыками такой интерпретации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Подходы к изучению понятия «советского человека»
- Тема 2. Изучая советского человека: источники, свидетельства, документы, эго-документы.
- Тема 3. Советская повседневность как предмет изучения.
- Тема 4. Художественное произведение как источник для изучения советского общества.
- Тема 5. Советская социальная мобильность. Особенности советской биография.
- Тема 6. Социальная иерархия советского общества.
- Тема 7. Советский рабочий класс.
- Тема 8. Советское крестьянство.
- Тема 9. Советский человек эпохи «оттепели».
- Тема 10. Советский человек «эпохи застоя».
- Тема 11. Советская женщина.
- Тема 12. Человек постсоветской эпохи.
Элементы контроля
- семинарыВопросы к тексту Ш. Фицпатрик: Как революционные события влияют на самоопределение и самопрезентацию человека? Какое значение после революции приобретает (авто)биография? Какую роль в ней играет классовая принадлежность? Как Фицпатрик понимает идентичность? Какие методологические проблемы связаны с использованием этого термина? Что такое «документальное Я»? Каковы его особенности в советском контексте? Как оно связано с самозванством?
- контрольная работаАнализ эго-документа согласно пройденной на курсе методике
- экзаменНаписать аналитическое эссе объемом около 10-20 предложений (на каждый вопрос!) на следующие темы (основываясь на материалах лекций и чтения для семинарских занятий).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * контрольная работа + 0.25 * семинары + 0.25 * семинары + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лаппо, Г., & Полян, П. (1999). Результаты Урбанизации В России К Концу Xx Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A74C867