• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Философия и методология науки

Статус: Факультатив
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Преподавание учебной дисциплины «Философия и методология науки» осуществляется в объеме требований образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено общим пониманием современной философии науки как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В основе курса лежит представление о науке как определенной культурно-исторической воплощенности онтологической укорененности человека в мире. Философия науки представляется открытой системой знания, непрерывно обновляющейся и в отношении конкретных научных дисциплин, и в отношении социальной и культурной практики. Освоение курса подразумевает включение аспирантов в живой в диалог с великими учеными и мыслителями разных эпох, философский разговор о фундаментальных и о современных вопросах развития научного миропонимания. Центральной задачей данного курса является формирование навыков продуктивной рациональности как способности к последовательному аналитическому мышлению и, одновременно, направленности на порождение нового знания в стремительно меняющихся контекстах познавательной и социальной практики. Эта задача решается через ознакомление аспирантов в ходе лекционных и семинарских занятий с ключевыми составляющими истории и философии науки (историей возникновения и эволюции научных программ, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, научной этикой, спецификой дисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки), а так же самостоятельной работой по написанию философского или историко-философского эссе, связанного с темой диссертационного исследования, изучением первоисточников и участием в дискуссиях на семинарах. Каждая тема программы сопровождается списком литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об истории и философии науки, а также методологических знаний и навыков, соответствующих современному уровню познавательной практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь знания по вопросам: Историзм и релятивизм в научном познании. Сильная программа социологии знания Д. Блура и «этнографии науки» Б. Латура и С. Вулгара. Методологические характеристики псевдонауки. Этос науки. Принципы и регулятивы академической этики.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Кумулятивистская модель развития научного знания. Постпозитивистские модели динамики научного знания: концепция научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Лакатоса, теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
  • Иметь навыки комплексного подхода к проведению исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
  • Иметь представления о науке как культурно-историческом феномене и автономном социальном институте.
  • Иметь представления по следующим вопросам: Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований. Современные тренды развития науки.
  • Обладать навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука в системе культуры
  • Тема 2. Становление исторических научных программ и развитие науки.
  • Тема 3. Программа логического позитивизма
  • Тема 4. Логико-методологическая структура науки.
  • Тема 5. Общие модели динамики науки
  • Тема 6. Социокультурная детерминация познания
  • Тема 7. Научные подходы, исследовательские стратегии, методы научного мышления.
  • Тема 8. Прикладное и фундаментальное в современной науке
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    обсуждение темы на семинаре
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год I семестр
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
  • Кун Томас. (2013). Природа и необходимость научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E56F293
  • Лакатос, И. (2009). Дедуктивистский versus эвристический подход. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15441029
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
  • Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma
  • Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.- 275 с. ISBN 5-201-01853-Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347529
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • Философия науки : учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич : отв. ред. И.К. Лисеев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 272 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/666. ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944961

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горохов, В. Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения) [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. - ISBN 978-5-98704-463-6.
  • Декарт, Р.  Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422145 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Латур, Б. (2013). Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory (translated by Irina Polonskaya) ; Пересобирая социальное. Введение в акторно-сетевую теорию (перевод И. Полонской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3D3A1EE
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
  • Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008980

Авторы

  • Парамонов Андрей Альбертович
  • Дроздова Дарья Николаевна
  • Кобзарь Елена Николаевна
  • Завгородняя Ольга Ивановна
  • Рябушкина Татьяна Михайловна