Бакалавриат
2024/2025
Медиаэкономика
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
40
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Медиаэкономика» посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В рамках курса студенты изучают основные понятии экономики массмедиа, учатся анализировать медиа компании и медиа отрасль с точки зрения экономических и деловых процессов, знакомятся со спецификой медиа продукта и источниками дохода медиакомпаний. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлениюподготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется с применением дистанционных технологий.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления.
- Познакомить студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии).
- Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а также отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах.
- Обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать понимание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.).
Планируемые результаты обучения
- Знает виды конкуренции СМИ
- Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
- Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
- Знает основные стратегии
- Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
- Знает типы издержек предприятия
- Знает устройство медийной экосистемы
- Использует базовые операции программы "Microsoft Excel"
- Определяет вид издержек предприятия
- Осознает гибридность медиапродукта
- Понимает особенности крупных медиаконцернов
- Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
- Понимает суть сдвоенности медиарынка
- Проводит корреляционный анализ и строит тренды
- Различает виды концентрации медиабизнеса
- Рассчитывает погрешности аудиторных показателей
- Строит графики, круговые диаграммы, столбиковые диаграммы, диаграммы рассеяния
- Строит позиционные карты СМИ
- Строит простейшие прогнозные модели поведения аудитории
- Выделяет особенности культурного продукта
- Понимает действие экономики масштабов производства медиапредприятия
- Понимает особенности государственной поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
Содержание учебной дисциплины
- Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики
- Медиарынок
- Регулирование медиарынков
- Бизнес-модели медиа
- Издержки в медиаэкономике
- Эластичность в медиаэкономике
Элементы контроля
- Учебный дневник по материалам лекций
- Тест по материалам лекций
- Групповой проект
- Посещение семинарских занятийЗа каждое посещение занятий семинарист выставляет баллы. Баллы могут быть увеличены, если студент на занятиях активно участвовал в обсуждении и выполнял предложенные задания.
- Домашняя контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Групповой проект + 0.2 * Домашняя контрольная работа + 0.1 * Посещение семинарских занятий + 0.2 * Тест по материалам лекций + 0.2 * Учебный дневник по материалам лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
- Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. - Статистический анализ данных в MS Excel - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-004579-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=423653
- Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие - Дашков и К - 2017 - ISBN: 978-5-394-01397-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=100988
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.