• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История Индии

Статус: Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История Индии» изучается студентами, специализирующимися в индийской филологии, на втором и третьем курсах образовательной программы. В соответствии с тем, что профильным языком данной специальности является санскрит и учащиеся изучают санскритскую литературу, курс по истории Индии ориентирован главным образом на освоение классического периода в истории Индии (древность и средневековье), и в преподавании уделяется много внимания историко-культурным процессам. Программа третьего курса охватывает историю средних веков и нового времени. Различные стороны исторического развития – политическая история, проблемы развития общества, религии и культуры – рассматриваются как цельная картина цивилизационных процессов. Изучение истории основано также на постоянном освоении исторической географии, что должно сформировать представление о различных регионах Индии со свойственной им спецификой. Преподавание ведется с постоянным привлечением исторических источников разного характера, особое внимание уделяется знакомству с методологией исторического исследования. Студенты смогут прочитать избранные фрагменты исторических работ отечественных и зарубежных индологов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Важным результатом изучения дисциплины должно стать создание широкого фона, на котором разворачивалось развитие древнеиндийской литературы и искусства, сложные явления религиозной жизни, во многом определившие и позднейшие процессы, вплоть до современности. Поэтому курс истории Индии тесно связан не только со специализированными историческими дисциплинами («Археология Индии»), но и с такими курсами как «Литература Индии», «Религии Индии», «Индийская философия», «Введение в буддийскую филологию», «Брахманическая проза», «Искусство Индии», предусмотренными учебным планом образовательной программы «Языки и литература Индии».
  • Знакомство с историей древнейшей цивилизации Индии
  • Разбор проблем, связанных с происхождением цивилизации Индии и судьбой ее культурного наследия, ведийской эпохи – крайне сложной для исторических интерпретаций
  • Углубленное изучение истории государств периода классической и поздней древности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизведение главных ведийских источников, важнейших переводов и исследований. Представление об историческом анализе архаичного текста.
  • Воспроизведение политической истории маурийской эпохи на основе источников. Знакомство с анализом эпиграфических источников.
  • Интерпретация истории археологических исследований Индской цивилизации. Представление о методах исторической реконструкции по археологическим материалам.
  • Перечисление основных источников по древней истории Цейлона и представление об их особенностях. Представление о взаимоотношениях царской власти и буддийской общины на Цейлоне.
  • Представление о политической истории и исторической географии Индии эпохи Шунгов и Сатаваханов. Знание основных памятников культуры этого периода.
  • Представление о раннебуддийских источниках и их исторической информативности. Знание исторической географии «буддийской эпохи», основных персонажей и событий политической истории, важнейших исследований.
  • Представление об истории Западных Кшатрапов и кушанской империи на основе источников. Представление о культуре кушанской эпохе и сложности ее истоков.
  • Представление об исторической географии и политической истории Центральной Азии и Западной Индии в эпоху эллинизма. Представление об анализе материалов нумизматики.
  • Формирование представлений об основных видах исторических источников и методах работы с ними.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
  • Тема 1. СЕВЕРНАЯ ИНДИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
  • Тема 2. ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНДИИ.
  • Тема 2. ЮЖНАЯ ИНДИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
  • Тема 3. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД.
  • Тема 3. ГОСУДАРСТВО ЧОЛОВ.
  • Тема 4.ИНДИЯ В VI-V ВВ. ДО Н.Э.
  • Тема 4. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ.
  • Тема 5. ЗАПАДНАЯ ИНДИЯ И ГРЕКО-МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ.
  • Тема 5. ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.
  • Тема 6. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ.
  • Тема 6. ИМПЕРИЯ ВИДЖАЯНАГАРА В ЮЖНОЙ ИНДИИ.
  • Тема 7. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНДИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА ДО Н.Э – НАЧАЛЕ Н.Э.
  • Тема 7. КОЛОНИЗАЦИЯ ИНДИИ.
  • Тема 8. КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ.
  • Тема 8. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДИИ.
  • Тема 9. ГУПТСКАЯ ИМПЕРИЯ.
  • Тема 10. ИСТОРИЯ ЦЕЙЛОНА В ПЕРИОД ДРЕВНОСТИ.
  • Тема 9. ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинар
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    1 * Семинар
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.4 * Семинар + 0.6 * Экзамен
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.4 * Семинар + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Stein, B., Arnold, D. A History of India (The Blackwell History of the World). John Wiley & Sons Incorporated, 2010. Pp. 468. ISBN: 978-1-4051-9509-6, 978-1-282-48267-8, 978-1-4443-2351-1. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=485640

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gokhale, B. G. (1962). Asoka and the Decline of the Mauryas. By Romila Thapar. (New York: Oxford University Press. 1961. Pp. viii, 283. $7.20.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90AF5AEC
  • Petraglia, M. D., & Allchin, B. (2007). The Evolution and History of Human Populations in South Asia : Inter-disciplinary Studies in Archaeology, Biological Anthropology, Linguistics and Genetics. Dordrecht, the Netherlands: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212939

Авторы

  • Александрова Наталия Владимировна
  • Комиссаров Дмитрий Алексеевич