Бакалавриат
2024/2025





Правовое регулирование медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание роли права в деятельности медиа
- Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
- Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, для защиты интересов государства и общества, своих профессиональных прав
Планируемые результаты обучения
- Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
- Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
- Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
- Классифицирует права и обязанности журналиста
- Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
- Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
- Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
- Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
- Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
- Отличает право на опровержение от права на ответ
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
- Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
- Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
- Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
- Называет регламентирующие нормативно-правовые документы и требования в сфере массовой информации
- Выделяет разные виды ответственности для СМИ и журналистов, называет основания их применения.
- Называет общие подходы к регулированию персональных данных в РФ и ответственность за нарушения. Формулирует особенности работы СМИ с персональными данными.
- Объясняет нормы и правила работы журналиста-международника
- Формулирует роль и значение нематериальных благ в деятельности медиа
- Называет основные тенденции в современном правовом регулировании медиасферы в России и в мире
- Называет основные подходы регулирования ИИ, сформировавшиеся в России и в мире
- Называет основные тенденции и принципы правовой защиты персональных данных на национальном и международном уровнях
- Раскрывает концепцию "права на забвение" в контексте российского правового регулирования информационной сферы
- Раскрывает основные принципы правового регулирования деятельности СМИ в РФ на современном этапе
- Идентифицирует правовые риски, связанные с использованием произведений третьих лиц в медиапроектах
- Называет основные подходы, сложившиеся в современном регулировании ИИ в контексте интеллектуальных прав на национальном и международном уровнях
- Называет основные виды авторско-правовых договоров и их особенности, в соответствии с Четвертой частью ГК РФ
- Называет особенности правового регулирования распространения рекламы в Интернете на современном этапе развития рекламного законодательства РФ
- Классифицирует медиаконтент возрастной маркировкой в соответствии с нормами N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Называет основные ограничения распространения информации в контексте N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа. Тенденции в правовом регулировании медиасферы в России и в мире.
- Тема 2: Организация деятельности редакции СМИ: права, обязанности, ограничения и гарантии профессиональной деятельности журналиста в РФ.
- Тема 3: Защита чести, достоинства и деловой репутации в РФ. Ответственность за распространение «недостоверной» информации.
- Тема 4: Неприкосновенность частной жизни: защита права на изображение и “приватности” в Интернете. Правовое регулирование персональных данных.
- Тема 5: Интеллектуальная собственность в медиа: авторско-правовой аспект. Авторское право и цифровой контент, технологии ИИ.
- Тема 6: Правовое регулирование рекламы. Защита несовершеннолетних от «вредной» информации, включая рекламу. Возрастная маркировка контента.
Элементы контроля
- Промежуточное тестовое заданиеФорма – online-тест в Smart LMS Формат – асинхронно, без прокторинга, в назначенные дату и время (см. в Smart LMS ). Конкретные требования, примеры вопросов и критерии оценивания – см. в Smart LMS (демо-версия теста). Вопросы вариативные. Количество вопросов может меняться в зависимости от пройденного материала. Основные требования: Продолжительность теста – 80 минут (тесты, выполненные за пределами тайминга и/или выходящие за его рамки, даже на одну минуту, не подлежат проверке); Срок сдачи (дедлайн) будет одинаков для всего потока. Сдача теста в иное время не допускается; Проверка теста: 1-4 части теста – автоматически; 5 часть – вручную преподавателем. При этом все ответы могут проходить дополнительную ручную проверку; Оценки: выставляются в рабочие ведомости и будут доступны в Smart LMS. Оценки за тест не округляются до целого числа. *Отработки не предусмотрены
- Тесты по итогам лекцийХод усвоения студентами лекционного материала контролируется с помощью теста, включающего закрытые вопросы и задачи. Решение теста происходит асинхронно, без прокторинга, в Smart LMS (появится ближе к концу лекций). Не является блокирующим.Тест выполняется на последней лекции. Выполненный тест оцениваются по формуле: 1 правильный ответ=1 балл. Баллы за тест эквивалентны оценке по 10-балльной шкале (формула будет в описании теста и зависит от количества вопросов), оценка не подлежит округлению до целого числа, оценка за тест может быть дробным числом. Количество вопросов зависит от пройденного материала (но не более 30). Оценки выставляются в рабочие ведомости (ссылки на рабочие ведомости см. в Smart LMS). *Отработки не предусмотрены
- Письменный экзаменФорма – online-тест в Smart LMS в день и время экзамена по расписанию в РУЗ.Формат – асинхронно, в специально выделенное время, без прокторинга. Блокирующий элемент контроля. Экзаменационный тест будет похож по структуре на промежуточный тест, за исключением части 5, где студенту будет предложено решить кейс. Вопросы вариативные. Количество вопросов может меняться в зависимости от пройденного материала. Основные требования: Продолжительность теста – 80 минут (тесты, выполненные за пределами тайминга и/или выходящие за его рамки, даже на одну минуту, не подлежат проверке); Срок сдачи – по расписанию в сессионный период; Проверка теста: 1-4 части теста – автоматически; 5 часть – вручную преподавателем. При этом все ответы могут проходить дополнительную ручную проверку; Оценки: выставляются в рабочие ведомости и будут доступны в Smart LMS. Оценки не округляются до целого числа.
- Активность на семинарахАктивность включает в себя решение кейсов, выполнение упражнений в аудитории и домашних заданий. ДЗ предлагается к каждому семинарскому занятию и доступно заранее в Smart LMS. ДЗ предполагает изучение НПА, доп.материалов по теме и подготовку устных ответов на вопросы. После каждого семинарского занятия обсуждения конвертируются в соответствующие баллы (Оакт) на усмотрение преподавателя и выставляются в рабочую ведомость (ссылку см. в Smart LMS).Отработки не предусмотрены. Пропущенные семинары не отрабатываются и не исключаются из расчета итоговой оценки за активность на семинарах. «Гибридные» формы участия в семинарах не допускаются, если семинарские занятия проходят в аудитории. Исключение составляет только пропуск семинарского участия по причине участия в творческой мастерской в то же время, что и семинар: в этом случае студент получает 1 балл за семинарское занятие, отработка не предусмотрена.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Промежуточное тестовое задание + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
- Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
- Шершеневич, Г. Ф. Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539514 (дата обращения: 27.08.2024).
- Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15929-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538568 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 27.08.2024).
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535437 (дата обращения: 27.08.2024).
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 27.08.2024).
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002
- Рассолов, И. М. Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18043-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 27.08.2024).
- Савина, В. С., Авторское право в творческих индустриях в условиях цифровой экономики : монография / В. С. Савина, А. В. Гурко, Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2022. — 119 с. — ISBN 978-5-4365-9027-1. — URL: https://book.ru/book/942733 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.