Бакалавриат
2024/2025
Социология массовых коммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Социология массовых коммуникаций» направлена на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения
- Понимают междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания
- Знает методологические требования к работе над текстом академического эссе. Ориентируется в разнообразии информационных ресурсов, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса
- Умеют самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью
- Понимают междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания .
- Различают области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знают специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики
- Умеют оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различают основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе
- Различают области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа
- Способны анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти
- Демонстрируют навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Р. Мертона, П. Лазерсфельда, М. Маклюэна, П. Бурдье, М. Кастельса, Э. Гоффмана (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, информационное общество, сетевое общество, культура “реальной виртуальности”, "горячие" и "холодные" медиа и др.)
- Знают основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов
- Демонстрируют навыки корректного применения ключевых понятий: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество, медиация, медиатизация
- Умеют оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе
- Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами. Ориентируется в различных видах пропаганды.
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Введение в социологию массовых коммуникаций
- Лекция 2. Структурно-функциональный подход в исследованиях СМК
- Лекция 3. Конструктивистский подход в исследованиях СМК
- Лекция 4. Социальный конструктивизм и символический интеракционизм в исследованиях СМК
- Лекция 5. За пределами ключевых подходов к анализу СМК
- Лекция 6. Критический подход к анализу СМК
- Лекция 7. Критический анализ полей и практик
- Лекция 8. СМК и социальные изменения
- Лекция 9. Торонтская школа в исследовании СМК
- Лекция 10. Массовая коммуникация и общественное мнение
- Лекция 11. Теория сетевого общества и массовая коммуникация
- Лекция 12. Массовая коммуникация в контексте публичной сферы
- Семинар 1-2. Вводная часть. Обсуждение работы П. Лазерсфельда и Р. Мертона “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие”
- Семинар 3-4. Обсуждение работы Э. Гоффмана "Гендерный дисплей”
- Семинар 5-6. Обсуждение работы П. Бурдье “О телевидении и журналистике”
- Семинар 7-8. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека”
- Семинар 9. Обсуждение работы М. Кастельса “Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе”
Элементы контроля
- Итоговый тест (по темам лекций 1–12, семинаров 1–9 и источникам для самостоятельной работы)Итоговый тест проводится в системе SmartLMS.
- Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9
- Контрольная работа по темам семинаров 1-6
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9 + 0.3 * Итоговый тест (по темам лекций 1–12, семинаров 1–9 и источникам для самостоятельной работы) + 0.3 * Контрольная работа по темам семинаров 1-6
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Геращенко, Л. И. Социология массовых коммуникаций : учебно-методическое пособие / Л. И. Геращенко. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2020. — 32 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180288 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Социология массовых коммуникаций: Практикум для обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) - 978-5-907244-28-3 - Воеводина Е.В. сост. - 2020 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/367953 - 367953 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS