Бакалавриат
2024/2025
Креативные индустрии в городе
Статус:
Курс по выбору (Городское планирование)
Направление:
07.03.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боос Виктория Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Креативные индустрии занимают значительный сектор современной экономики. Цифровые продукты и медиа стартапы, концерты, кино и сериалы, музеи, городские фестивали и туристические активности, коммуникационные и рекламные агентства — все это сегодня входит в сферу креативных индустрий, сочетающих в себе творчество и бизнес. Сегодня ведущие страны признали социально-экономический потенциал креативных индустрий и в течение последних 20 лет активно содействуют их развитию. Интерес к креативному сектору растет и в России: консолидируется экспертное сообщество, разрабатываются меры поддержки. В рамках курса будет рассмотрено развитие креативной экономики и формирование инфраструктурных институтов, способствующих реализации потенциала творческого бизнеса и вовлечению населения в креативное предпринимательство.
Цель освоения дисциплины
- Формирование комплексного, целостного и логичного представления о понятии креативных индустрий и их различиях с близкими понятиями постиндустриальной экономики: высокотехнологичными индустриями, интеллектуальноемкими сервисами, городскими сервисами, культурным сектором, культурными индустриями и креативной экономикой
- Формирование у студентов компетенций по планированию и реализации теоретических и прикладных (отраслевых) исследований в сфере креативных индустрий
- Формирование у студентов компетенций по использованию знаний о креативных индустриях и креативной экономики при разработке концепций развития территорий, отдельных территорий, а также навыков учитывать тенденции развития креативных индустрий при планировании городского развития (разработке генеральных планов, проектов планировки территорий и т.д.)
- Формирование у студентов компетенций по изучению закономерностей пространственного распределения креативных индустрий
- Формирование у студентов компетенций по анализу и разработке рекомендаций в сфере креативных и культурных политик
Планируемые результаты обучения
- Уметь анализировать политики в сфере креативных индустрий, реализуемые на федеральном, региональном и муниципальном уровне; а также разрабатывать рекомендации по совершенствованию этих политик
- Знать основные теоретические концепции к определению и типологизации креативных индустрий
- Знать ключевые особенности развития креативных индустрий в целом и их отдельных видов
- Знать различия в понятиях креативных индустрий и креативной экономики. Знать особенности креативной экономики.
- Знать особенности функционирования и условий, способствующих развитию наиболее перспективных бизнес-моделей в сфере креативных индустрий
- Уметь анализировать бизнес-модели в сфере креативных индустрий
- Знать основные концептуальные подходы к оценке креативных индустрий
- Знать особенности распределения креативных индустрий между странами, перечень стран лидеров и догоняющих в сфере креативных индустрий
- Знать страновые факторы привлекательности для представителей креативных индустрий и креативной экономики
- Знать региональные факторы привлекательности для представителей креативных индустрий и креативной экономики
- Знать существующие теории взаимосвязи между степень и формами урбанизации и уровнем развития креативных индустрий
- Знать методы пространственного анализа, применимые для изучения пространственного распределения креативных индустрий
- Знать основные концептуальные подходы к определению креативных кластеров и креативных пространств
- Знать основные методические подходы к выявлению креативных кластеров и креативных пространств
- Знать основные градостроительные и архитектурные особенности креативных кластеров и креативных пространств
- Знать основные концептуальные подходы и исследования, объянсяющие факторы успешного развития креативных кластеров и креативных пространств
- Знать существующие в мире меры поддержки и особенности регулирования креативных кластеров и креативных пространств на муниципальном, региональном и муниципальном уровнях
- Знает генезис креативных политик и предпосылки их возникновения
- Знает ключевые подходы к определению культурных и креативных политик
- Знает основные типологии креативных и культурных политик
- Знает основные страновые особенности в реализации культурных политик
- Знает и умеет применять методы для анализа и оценке эффективности культурных и креативных политик
- Знает и умеет анализировать наиболее успешные кейсы реализации культурных и креативных политик
- Умеет разрабатывать рекомендации по реализации культурных и креативных политик
- Умеет проводить исследования в сфере культурных и креативных политик
Содержание учебной дисциплины
- Генезис концепции и подходы к определению креативных индустрий
- Особенности развития и функционирования креативных индустрий
- Методические подходы к оценке креативных индустрий
- Новая креативная география
- Креативные кластеры и креативные пространства
- Политики в сфере поддержки креативных индустрий
Элементы контроля
- Тест на знание содержания курсаТекст включает вопросы на знание содержания разделов дисциплины.
- Защита концепции городской программы развития креативных индустрийВ течение учебного года студенты должны разработать концепцию программы развития креативных индустрий в муниципальном образовании по их выбору. Концепция программы должна включать анализ состояния креативных индустрий в муниципальном образовании и обоснованные приоритеты и меры поддержки их развития.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.5 * Защита концепции городской программы развития креативных индустрий + 0.5 * Тест на знание содержания курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Amabile, T., & Kramer, S. (2011). The Progress Principle : Using Small Wins to Ignite Joy, Engagement, and Creativity at Work. Boston, Mass: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=674898
- Beaudry, C., & Breschi, S. (2003). Are firms in clusters really more innovative? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D6FA4E7A
- DiPasquale, D., & Glaeser, E. L. (1999). Incentives and Social Capital: Are Homeowners Better Citizens? Journal of Urban Economics, (2), 354. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.juecon.v45y1999i2p354.384
- Edward L. Glaeser. (2013). A World of Cities: The Causes and Consequences of Urbanization in Poorer Countries. NBER Working Papers.
- Jane Jacobs. (1985). Cities and the Wealth of Nations: Vol. 1st Vintage books ed. Vintage.
- Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2006). The International Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149837
- Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
- Mercedes Delgado, Michael E. Porter, & Scott Stern. (2016). Defining clusters of related industries. Journal of Economic Geography, (1), 1. https://doi.org/10.1093/jeg/lbv017
- Sternberg, R. (2012). The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach. Creativity Research Journal, 24(1), 3–12. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.652925
- Sternberg, R. (2017). Creativity support policies as a means of development policy for the global South? A critical appraisal of the UNESCO Creative Economy Report 2013. Regional Studies, 51(2), 336–345. https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1174844
- Wipo. (2016). Global Innovation Index 2016. World Intellectual Property Organization - Economics and Statistics Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wip.report.2016gii
- Интеллектуальный капитал: практика управления, Руус, Й., 2008
- Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги, Хокинс, Дж., 2011
- Креативный класс. Люди, которые создают будущее, Флорида Р., Яцюк Н., 2016
- Культурные индустрии, пер. с англ. И. Кушнаревой ; под науч. ред. А. Михалевой ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, 454 с., Хезмондалш, Д., 2014
- Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 978-5-9614-6681-2 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=333656
Рекомендуемая дополнительная литература
- Djankov, S., Lopez-de-Silanes, F., Glaeser, E., La Porta, R., & Shleifer, A. (2005). The New Comparative Economics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt9rn8c3tq
- Edward Glaeser. (2012). Viewpoint: Triumph of the City. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A2D0F4E8
- Edward L. Glaeser, Joshua D. Gottlieb, & Kristina Tobio. (2012). Housing Booms and City Centers. American Economic Review, (3), 127. https://doi.org/10.1257/aer.102.3.127
- Flew, T., & Cunningham, S. (2010). Creative Industries after the First Decade of Debate. Information Society, 26(2), 113–123. https://doi.org/10.1080/01972240903562753
- Wipo. (2017). Global Innovation Index 2017. World Intellectual Property Organization - Economics and Statistics Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wip.report.2017gii
- Большие города и духовная жизнь, Зиммель, Г., 2018
- Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги : пер. с англ., Хокинс Д., 2011
- Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения : сборник статей, , 2012
- Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь?, Дежина, И. Г., 2013
- Юдина, А. И. Современная культурная политика: межкультурная коммуникация и международные культурные обмены : учебное пособие / А. И. Юдина, Л. С. Жукова. — Кемерово : КемГИК, 2019. — 48 с. — ISBN 978-5-8154-0478-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156995 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.