• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Кросс-культурная психология организационного поведения

Статус: Курс обязательный (Прикладная социальная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная социальная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс основан на базовых знаниях в области социальной и кросс-культурной психологии. Никаких специальных базовых знаний не требуется. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: философия для гуманитарных факультетов, базовые психологические курсы (общая психология, социальная психология, психология управления, психологическое тестирование, экспериментальная психология, математические методы в психологии). Кроме того, для успешного овладения этой дисциплиной необходимо хорошо знать этническую и кросс-культурную психологию. Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями: иметь квалификацию бакалавра в области психологии или квалификацию на уровне четырех специальностей в области психологии. Что касается содержания, то студенты должны обладать базовыми знаниями по школьной программе по философии, основным курсам психологии (общая психология, психология развития, психология труда и инженерная психология, клиническая психология, социальная психология, психология управления, история психологии, экспериментальная психология и математические методы в психологии).; иметь опыт проведения психологических исследований: проведение исследований по психологическим вопросам; опыт написания эссе (в том числе эссе по психологическим вопросам); опыт в разработке учебных планов и выпускных квалификационных работ по психологии. В России подобные курсы обычно проводятся в соответствии с западной образовательной практикой, поскольку этот предмет преподается в России лишь в течение короткого периода времени. Мой курс ориентирован на прикладную область. В ходе тренинга мы выполним ряд практических заданий, тестов и обсудим со студентами тематические исследования. Кроме того, студентам будут предоставлены элементы межкультурного обучения. ~ Цели обучения: 1. Дать общее представление о предмете межкультурного менеджмента. 2. Познакомьте студентов с традициями менеджмента в разных культурах. 3. Познакомьте студентов с основными культурными факторами, влияющими на менеджмент в кросс-культурной перспективе. 4. Развить навыки решения проблем в области управления человеческими ресурсами в международных организациях ~ Результаты обучения: -Дать студенту знания о теоретических основах межкультурного менеджмента; – Дать студентам знания о взаимодействии корпоративной и национальной культур.; – Дать студентам знания о методах подбора персонала в международной компании; – Научить студентов проводить грамотный психологический анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия в мультикультурных командах; – Дать студентам знания об особенностях процессов управления группой в мультикультурных командах; – Научить студентов проводить грамотный психологический анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия в мультикультурных командах. использовать диагностические инструменты, используемые в кросс-культурном менеджменте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Дать общее представление о предмете межкультурного менеджмента. 2. Познакомить студентов с традициями менеджмента в разных культурах. 3. Познакомить студентов с основными культурными факторами, влияющими на управление в межкультурной перспективе. 4. Развить навыки решения проблем в области управления человеческими ресурсами в международных организациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дать студенту знания о теоретических основах межкультурного менеджмента.
  • Дать студенту знания о подходе Ф. Тромпенаарса и Чарльза Хэмпдена-Тернера
  • Понимание типов организационных культур в соответствии с Ф. Тромпенаарсом и Чарльзом Хэмпден-Тернером.
  • Студенты должны уметь подбирать и адаптировать международных менеджеров.
  • Студенты должны уметь подбирать и адаптировать сотрудников международных компаний
  • Студенты должны иметь возможность создать межкультурный тренинг и культурный ассимилятор.
  • Студенты должны знать особенности ведения бизнеса в разных странах.
  • студенты знают особенности работы в мультикультурных командах.
  • Студенты должны знать особенности мотивации, удовлетворенности работой и стили разрешения конфликтов в коллективистской и индивидуалистической культурах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в кросс-культурную психологию организационного поведения
  • Семь измерений культурного разнообразия в бизнесе и организациях.
  • Национальные и организационные культуры
  • Глобальный менеджер и адаптация менеджеров в транснациональных компаниях
  • Мультикультурная оценка, отбор экспатриантов и тестирование культурного интеллекта
  • Межкультурное обучение и культурный ассимилятор
  • Межкультурное деловое поведение
  • Мультикультурные рабочие группы и коллективы
  • Мотивация, удовлетворенность работой и разрешение конфликтов в разных культурах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Make a description of a country in accordance with the measurements of cultures by Trompenaars and Hampden-Turner.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Домашнее задание 1 + 0.7 * Тест 1
  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Домашнее задание 2 + 0.7 * Тест 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ablonczy-Mihályka, L. (2017). Should Business Actors Behave in the Same Way? Barriers of Internal Corporate Communication in Multicultural Context. International Journal of Arts & Sciences, 10(1), 391–398. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=127758631
  • Alexandra IOANID, Carmen-Laura ZARZU, & Cezar SCARLAT. (2014). Communicating Successfully When Managing Multicultural Teams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.32089C79
  • Atefeh Fathi, Usama El-Awad, Tilman Reinelt, & Franz Petermann. (2018). A Brief Introduction to the Multidimensional Intercultural Training Acculturation Model (MITA) for Middle Eastern Adolescent Refugees. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EE80D03
  • Barrett-Schuler, B., & Saint Louis Community Coll. at Meramec, M. (1997). Impact of Culture on Business Behavior. Asian Studies Instructional Module. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED407959
  • Bogdanoska Jovanovska Mimoza, & Ivanović Tatjana. (2019). Individual and Social Aspects of Global Human Resources Staffing. Dynamic Relationships Management Journal (DRMJ), (1), 55. https://doi.org/10.17708/DRMJ.2019.v08n01a05
  • Casanova, S. de S., & Miranda, S. M. L. (2015). Intercultural management and communication: essential tools in today’s global market for managers and organizations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77E19623
  • Catherine H. Tinsley. (n.d.). Predicting the constellation of conflict management strategies used across cultures. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F32BCF43
  • Christin Laschke, & Sigrid Blömeke. (2016). Measurement of job motivation in TEDS-M: testing for invariance across countries and cultures. Large-Scale Assessments in Education, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s40536-016-0031-5
  • Dana, R. H. (2005). Multicultural Assessment : Principles, Applications, and Examples. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=128572
  • Diana Bebenova - Nikolova. (2014). Intercultural Competence – Key Competence of Multicultural Teams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD36FD0B
  • Dziatzko, N., Struve, F., & Stehr, C. (2017). Global Leadership : How to Lead Multicultural Teams Effectively? Journal of Intercultural Management, (2), 5. https://doi.org/10.1515/joim-2017-0006
  • Fons Trompenaars, Madeleine van der Steege, & Riana Schreuders. (2014). Collaborating to Identify the Personal and Business Dilemmas of Successful Women Entrepreneurs. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.msm.wpaper.2014.10
  • Gesteland, R. R. (2005). Cross-cultural Business Behavior : Negotiating, Selling, Sourcing and Managing Across Cultures. [Copenhagen, Denmark]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=526885
  • Goerlich, M. (2014). How Many Methods Do We Need to Effectively Train Multicultural Teams? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F27220E5
  • HAJRO, A., GIBSON, C. B., & PUDELKO, M. (2017). Knowledge Exchange Processes in Multicultural Teams: Linking Organizational Diversity Climates to Teams’ Effectiveness. Academy of Management Journal, 60(1), 345–372. https://doi.org/10.5465/amj.2014.0442
  • Keneni Walga, T. (2018). Job Satisfaction and Satisfaction with Work-Life Balance across Cultures. Journal of Intercultural Management, (2), 159. https://doi.org/10.2478/joim-2018-0013
  • Krystyna Heinz. (2014). Multicultural team conflict management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9045A39D
  • Larmar, S., Boddy, J., O’Leary, P., & Allen, C. (Eds.). (2019). Building culturally sensitive practice for social work and human services practitioners in training : The role of transformative international intercultural learning. Advances in Social Work and Welfare Education, 21(1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsaed&AN=rmitplus223590
  • Lerbinger, O. (2013). The Global Manager : Contemporary Issues and Corporate Responses. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1524833
  • Reel, J. (1995). Cross-Cultural Communication Issues in Business Textbooks: What the Texts Should, But Often Don’t, Do. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED388073
  • Rita Bendaravičienė, Jolita Vveinhardt, & Ingrida Vinickyte. (2019). Guidelines of integrated management solutions: volunteers’ emotional intelligence, intercultural training and work productivity. Problems and Perspectives in Management, (2), 404. https://doi.org/10.21511/ppm.17(2).2019.31
  • Sain, Z. F., Kužnin, M., & Roje, R. C. (2017). Teaching Intercultural Competence in Undergraduate Business and Management Studies - A Case Study. Croatian Journal Educational / Hrvatski Casopis Za Odgoj I Obrazovanje, 19, 55–71. https://doi.org/10.15516/cje.v19i0.2431
  • Trompenaars, A., & Woolliams, P. (2003). Business Across Cultures. Chichester: Capstone. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=105142
  • Trompenaars, F., & Hampden-Turner, C. (2012). Riding the waves of culture : understanding cultural diversity in business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AB2988B7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barnes, B. E. (1994). Conflict Resolution Across Cultures: A Hawaii Perspective and a Pacific Mediation Model. Mediation Quarterly, 12(2), 117–133. https://doi.org/10.1002/crq.3900120204
  • Complex approach on multicultural teams management & leadership. (2019). https://doi.org/10.2478/jesr-2019-0008
  • Čuhlová, R., & Yar, M. I. (2018). Role of Intercultural Training in a Process of Human Resource Internationalization. Acta Academica Karviniensia, (3), 15–26. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133672537
  • Degens, N. (2015). Presentation intercultural communication: making educational games with agents for intercultural training. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshbo&AN=edshbo.hanze.pure.rest.2e6bb9ab.e89c.4197.b466.a94bd4a1bc11
  • Exclusivity in online targeted promotions: Cross-cultural preferences of consumers. (2018). International Journal of Business and Emerging Markets, 10(4), 396–408. https://doi.org/10.1504/ijbem.2018.095710
  • GARDNER, R., & BARCELLA, W. (2015). Cross-Cultural Conflict Resolution Revisited: A Micro Study. Conflict Studies Quarterly, (11), 24–41. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=102246708
  • Gesteland, R. R., & Gesteland, M. C. (2010). India : Cross-cultural Business Behavior: for Business People, Expatriates and Scholars (Vol. 1st ed). [Frederiksberg]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503634
  • Glinkowska, B. (2016). Managing Teams in the Multicultural Organizations. Journal of Intercultural Management, (2), 55. https://doi.org/10.1515/joim-2016-0009
  • Guilherme, M., Glaser, E., & Méndez García, M. del C. (2010). The Intercultural Dynamics of Multicultural Working. Bristol: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355231
  • Irina LECA, & Carmen A. VRÂNCEANU. (2014). Multicultural Teams: Moving from Diveristyto Inclusion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E9D5C44
  • Jingzi, D., Wenzhong, Z., & Dimond, E. E. (2016). The Integration of Intercultural Business Communication Training and Business English Teaching. English Language Teaching, 9(2), 77–83. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1087126
  • Karina K. Kedzior, Wiebke Röhrs, Ulrich Kühnen, Özen Odag, Frank Haber, & Klaus Boehnke. (2015). Evaluation of an Intercultural Peer Training for Incoming Undergraduate Students at an International University in Germany. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B48031EC
  • Leadership of multicultural teams at a french company: project globe based study. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69822E76
  • Nawaz, M., Khan, R. M., Bhatti, G. A., Tahir, A., & Namatullah, A. (2019). Accomplishment of goal levels in multi team systems: Role of leadership skills and multicultural teams. https://doi.org/10.17722/ijme.v12i2.522.g219
  • Neil Hufton, Julian G. Elliott, & Leonid Illushin. (2002). Achievement motivation across cultures: Some puzzles and their implications for future research. New Directions for Child & Adolescent Development, 2002(96), 65–86. https://doi.org/10.1002/cd.44
  • Przytuła, S., Rozkwitalska, M., Chmielecki, M., Sułkowski, Ł., & Basinska, B. A. (2014). Cross-Cultural Interactions between Expatriates and Local Managers in the Light of Positive Organizational Behaviour. Social Sciences (1392-0758), 86(4), 14–24. https://doi.org/10.5755/j01.ss.86.4.9261
  • Tabacaru, C. (2015). Training Intercultural Competence in the International Classroom : A Qualitative Analysis of Students’ Intercultural Awareness. ’s-Gravenhage: Uitgeverij Eburon; The Hague University of Applied Sciences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshbo&AN=edshbo.sharekit.hh.oai.surfsharekit.nl.812e8811.4542.434c.b8cc.d61ff6fbe318
  • VARELA, O. E., & GATLIN-WATTS, R. (2014). The Development of the Global Manager: An Empirical Study on the Role of Academic International Sojourns. Academy of Management Learning & Education, 13(2), 187–207. https://doi.org/10.5465/amle.2012.0289
  • Zemanová, D. (2015). Leading Multicultural Teams. Case Study of XYZ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.nusl.cz.oai.invenio.nusl.cz.264061
  • Ziemiański, P., & Stankiewicz, K. (2016). Attitudes towards Collaboration in Multicultural Teams in the opinion of Polish and Chinese Students. Journal of Intercultural Management, (3), 139. https://doi.org/10.1515/joim-2016-0020

Авторы

  • Татарко Александр Николаевич
  • Дубров Дмитрий Игоревич