Магистратура
2024/2025




История «ужаса» в европейской литературе XVIII-XIX вв.
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Свердлов Михаил Игоревич
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Задачей курса «История “ужаса” в европейской литературе XVIII-XIX вв.» является выявление эволюционной парадигмы приемов и элементов «страшного» на переломе больших литературных эпох. Вооружившись теоретическим осмыслением «ужасного» в критике и эстетике, совершив необходимые экскурсы в античность (трагедийные «страх и сострадание») и елизаветинскую эпоху («кровавая трагедия», «трагедия злодейства»), участники семинара приступят к рассмотрению текстов, сформировавших основные традиции «ужасного» - магический «террор» готики, страшное как возвышенное английской «ночной» поэзии, постижение «тьмы» в немецком романтизме, изучение социальных кошмаров в реалистическом романе, исследование зла в постромантической литературе рубежа XIX-XX веков.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Идея ужаса в европейской литературе XVIII – XIX вв.» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в истории приемов и идей европейской литературы XVIII-начала XX вв.; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, идеями, риторическими стратегиями сентиментальной и романтической эпох, а также эпохи модерна; - развитие у студентов навыков анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик филологического анализа; - подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных концептов, связанных с идеями «ужаса» в XVIII вв., а также соответствующих риторических стратегий
- Знание основных концепций, связанных с идеями и приемами «ужаса» XVIII вв.
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман Г. Уолпола
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман М.Г. Льюиса
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман Э.А.Т. Гофмана
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман А. Ратклифф
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы романтической новеллы
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы немецкой драмы
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать романы Ч. Диккенса
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые романы сестер Бронте
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы английской литературы
- Умение проводить сравнительную характеристику английских и немецких образцов поэтики ужаса
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые рассказы А. Бирса
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать новеллу Р. Л. Стивенсона
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать повесть Г. Джеймса
- Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать повесть Дж. Конрада
Содержание учебной дисциплины
- Идеи ужаса в античности и в эпоху Ренессанса. Переосмысление идеи пафоса в эстетике XVIII в.
- Первый готический роман – «Замок Отранто» Г. Уолпола
- Законы готики и онтология ужаса в «Монахе» М.Г. Льюиса
- Романтический ужас в «Эликсирах Сатаны» Э.А.Т. Гофмана
- Риторика и техника ужаса в «Удольфских тайнах» А. Ратклифф
- Ужас в романтической новелле
- Ужас в немецкой драме
- Элементы ужасного в поэтике Ч. Диккенса
- Элементы ужасного в поэтике сестер Бронте
- Парадигма вампиризма в английской литературе
- Темная сторона бытия в рассказах А. Бирса
- Этика и демонизм в «Джекиле и Хайде» Р. Л. Стивенсона
- Онтология ужаса в «Повороте винта» Г. Джеймса
- Историзация ужаса в «Сердце тьмы» Дж. Конрада
- Ужасное в детективе и фантастике
Элементы контроля
- Работа на семинарахАудиторная работа на семинарах подлежит пересдаче только в том случае, если занятия были пропущены студентом по уважительной причине. Оценка за эссе подлежит пересдаче.
- Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Готический роман в России, Вацуро, В. Э., 2002
- Ренессанс. Барокко. Просвещение, Пинский, Л. Е., 2002
- Романтизм в Германии, Берковский, Н. Я., 1973
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе, Ауэрбах, Э., 2021