• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

История «ужаса» в европейской литературе XVIII-XIX вв.

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Задачей курса «История “ужаса” в европейской литературе XVIII-XIX вв.» является выявление эволюционной парадигмы приемов и элементов «страшного» на переломе больших литературных эпох. Вооружившись теоретическим осмыслением «ужасного» в критике и эстетике, совершив необходимые экскурсы в античность (трагедийные «страх и сострадание») и елизаветинскую эпоху («кровавая трагедия», «трагедия злодейства»), участники семинара приступят к рассмотрению текстов, сформировавших основные традиции «ужасного» - магический «террор» готики, страшное как возвышенное английской «ночной» поэзии, постижение «тьмы» в немецком романтизме, изучение социальных кошмаров в реалистическом романе, исследование зла в постромантической литературе рубежа XIX-XX веков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Идея ужаса в европейской литературе XVIII – XIX вв.» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в истории приемов и идей европейской литературы XVIII-начала XX вв.; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, идеями, риторическими стратегиями сентиментальной и романтической эпох, а также эпохи модерна; - развитие у студентов навыков анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик филологического анализа; - подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных концептов, связанных с идеями «ужаса» в XVIII вв., а также соответствующих риторических стратегий
  • Знание основных концепций, связанных с идеями и приемами «ужаса» XVIII вв.
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман Г. Уолпола
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман М.Г. Льюиса
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман Э.А.Т. Гофмана
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать роман А. Ратклифф
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы романтической новеллы
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы немецкой драмы
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать романы Ч. Диккенса
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые романы сестер Бронте
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые образцы английской литературы
  • Умение проводить сравнительную характеристику английских и немецких образцов поэтики ужаса
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые рассказы А. Бирса
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать новеллу Р. Л. Стивенсона
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать повесть Г. Джеймса
  • Умение анализировать методами филологического анализа и критически оценивать повесть Дж. Конрада
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеи ужаса в античности и в эпоху Ренессанса. Переосмысление идеи пафоса в эстетике XVIII в.
  • Первый готический роман – «Замок Отранто» Г. Уолпола
  • Законы готики и онтология ужаса в «Монахе» М.Г. Льюиса
  • Романтический ужас в «Эликсирах Сатаны» Э.А.Т. Гофмана
  • Риторика и техника ужаса в «Удольфских тайнах» А. Ратклифф
  • Ужас в романтической новелле
  • Ужас в немецкой драме
  • Элементы ужасного в поэтике Ч. Диккенса
  • Элементы ужасного в поэтике сестер Бронте
  • Парадигма вампиризма в английской литературе
  • Темная сторона бытия в рассказах А. Бирса
  • Этика и демонизм в «Джекиле и Хайде» Р. Л. Стивенсона
  • Онтология ужаса в «Повороте винта» Г. Джеймса
  • Историзация ужаса в «Сердце тьмы» Дж. Конрада
  • Ужасное в детективе и фантастике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа на семинарах подлежит пересдаче только в том случае, если занятия были пропущены студентом по уважительной причине. Оценка за эссе подлежит пересдаче.
  • блокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Готический роман в России, Вацуро, В. Э., 2002
  • Ренессанс. Барокко. Просвещение, Пинский, Л. Е., 2002
  • Романтизм в Германии, Берковский, Н. Я., 1973

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе, Ауэрбах, Э., 2021

Авторы

  • Свердлов Михаил Игоревич
  • Глебова Дарья Сергеевна