• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии

Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Сейчас ни для кого не секрет, что рынок труда меняется быстрее, нежели чем 30-40 лет назад. Это обусловлено стремительным ростом технологий и увеличением количества знаний и навыков. Особо заметен рост в сфере информационных технологий (ИТ), где прогресс не стоит на месте, и примерно каждые полгода появляется нечто кардинально новое. Вышеописанные факторы приводят к тому, что одному человеку практически невозможно добиться хорошего результата. На текущий момент ни один полноценный программный продукт не был написан кем-то в одиночку. И потому в индустрии разработки ПО навыки командной работы становятся критическими факторами успеха. Как следствие этого, обучение студентов ИТ-специальностей навыкам организации совместной деятельности необходимо и как актуальная потребность, диктуемая работодателем, и как конкурентное преимущество. В рамках образовательной программы «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучение аспектов командного взаимодействия и разработки ПО реализуется на 2 курсе бакалавриата в рамках авторского курса «Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии». Ядро дисциплины – сквозной учебный проект по разработке ПО, выполняемый командами студентов (3-5 человек) и решающий нужды конкретного заказчика. Целью учебного проекта в данной дисциплине являются прохождение студентов через жизненный цикл разработки программного обеспечения, погружение в реальную практику и развитие комплекса ключевых компетенций. Наша миссия – сделать наших студентов конкурентоспособными на рынке труда за счет формирования у них целостного представления о состоянии, механизмах и основах продуктивной деятельности проектных команд в жизненном цикле разработки ПО.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать навыки формирования и организации проектной команды и навыки использования командных методов работы
  • научить планировать деятельность проектной команды, в первую очередь, планировать управление человеческими ресурсами и коммуникацию в проекте
  • выработать навыки анализа и диагностики проблем эффективной работы проектных команд и определить способы совершенствования процессов управления
  • дать возможность практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении и получения опыта создания сплочённой высокопродуктивной команды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы в процессе командной разработки программного обеспечения
  • Научиться планировать деятельность проектной команды, в первую очередь, планировать управление человеческими ресурсами и коммуникацию в проекте
  • Применить приобретенные знания, умения, навыки и компетенции в профессиональной практике и деловом общении для создания сплочённой высокопродуктивной команды
  • Уметь пользоваться инструментами для командной разработки программного обеспечения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Понятие проекта. Понятие заказной разработки. Особенности групповой (командной) разработки.
  • Групповые коммуникации. Мозговой штурм. Обратная связь. Питчинг идей.
  • Особенности заказной разработки. Выстраивание взаимодействия с заказчиком. Извлечение требований. Методы извлечения требований. Анкетирование. Интервью. Анализ полученных требований.
  • Спецификация требований. Написание ТЗ. Планирование Разработки. Техники оценки задач. Диаграмма Ганта. Сетевое планирование.
  • Методологии разработки – Waterfall, Agile, Scrum, Scrumban. Распределённая система управления версиями Git.
  • UX/UI проектирование . Типы прототипов. Инструменты. Разработка пользовательского интерфейса. Принципы расположения элементов интерфейса. Хорошие практики. Карта экранов.
  • Разработка презентации с учетом правил размещения текста и объектов на экране, а так же принципов цветовосприятия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Нормоконтроль
    Для повышения качества написания ТЗ, в рамках дисциплины команда-ЗАКАЗЧИК проводят нормоконтроль представленного командой-ИСПОЛНИТЕЛЕМ Технического задания.
  • неблокирующий Техническое задание
    Команда готовит документ "Техническое задание" по тому проекту, по которому она является ИСПОЛНИТЕЛЕМ. Техническое задание разрабатывается согласно ГОСТ 19.201-78
  • неблокирующий Домашние задания
    После каждого семинара студенческим командам предлагается выполнить домашнее задание на закрепление материала, который был представлен на лекции и семинаре. Домашнее задание представляет собой выполнение определенных действий над проектом (извлечение, анализ и формализация требований, проведение сравнительного анализа, разработка плана проекта и т.п.), ИСПОЛНИТЕЛЕМ которого является команда.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    Оценка за текущий контроль Н (накопленная) учитывает результаты работы студента в модуле и формируется по десятибалльной шкале как взвешенная сумма полученных оценок текущего контроля с учетом арифметических правил округления до 2 знака после запятой, по формуле: $$Н=0.25*ТЗ+0.65*ДЗ+0,1*НК$$, где ТЗ – оценка за документ «Техническое задание». ДЗ – общая оценка за домашние задания в модуле, считается как среднее арифметическое всех ДЗ, с округлением, в сторону большего, до 4 знака после запятой. НК – оценка за проведенный нормоконтроль командой-заказчиком документа «Техническое задание», представленного командой-исполнителем. Допустимо получение разных оценок участниками внутри одной команды.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методические основы управления ИТ - проектами : учебник для вузов, Грекул, В. И., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы риск - менеджмента : учеб. пособие, Круи, М., 2011

Авторы

  • Горденко Мария Константиновна
  • Меликян Алиса Валерьевна
  • Белова Наталья Сергеевна
  • Буцкая Евгения Александровна
  • Береснева Екатерина Николаевна