Магистратура
2024/2025
Современные исследования медиапотребления
Статус:
Курс по выбору (Социальный анализ рынков на цифровых и опросных данных)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Казун Анастасия Дмитриевна
Прогр. обучения:
Прикладные методы социального анализа рынков
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире взаимодействие человека с информацией очень проблематизировано. Медиасреда с высоким выбором, с одной стороны предоставляет практически неограниченный доступ к разнообразному контенту, с другой – создает новые риски. Все чаще обсуждается проблема ложной и недостоверной информации, в частности фейковые новости и конспирология. Подчеркиваются риски изоляции людей от идеологически чуждых мнений (теория селективного влияния), в том числе в результате работы компьютерных алгоритмов (эхо камеры, пузыри фильтрации). Появляются исследования, акцентирующие внимание на избегании новостей, которое в отдельных странах уже охватывает более 40% населения, и одновременно с этим – на распространении болезненно-избыточного потребления информационного контента - думскроллинга. Подчеркиваются высокие риски возникновения информационной перегрузки и паралича аналитики. Обсуждается снижение доверия к новостям, распространение медиацинизма и медиаскептицизма. Исследованиям этих вопросов крайне свойственен нормативизм. В числе прочего, они утверждают, что подобные формы потребления информации угрожают демократии, ментальному и физическому здоровью людей, провоцируют деструктивное поведение. Кажется, что все, что раньше считалось нормой в потреблении новостей, разрушено. Но так ли это? Или в современном мире формируется новая норма взаимодействия с информацией? Как можно изучить и измерить наблюдаемые изменения в медиапотреблении? Поиску ответов на эти вопросы будет посвящен курс.
Цель освоения дисциплины
- Знать основные направления современных исследований медиапотребления
- Знать основные методологические подходы к изучению медиапотребления
- Уметь ставить задачи и разрабатывать программы исследования медиапотребления
Планируемые результаты обучения
- Знает характерные черты современной медиасреды
- Знает способы измерения доверия новостям
- Умеет ставить задачи для исследования доверия новостям
- Интерпретирует результаты исследований медиапотребления
- Формулирует проблему исследования
- Предлагает различные методы изучения отдельных аспектов, связанных с медиапотреблением
- Способен анализировать и систематизировать разнородную информацию
- Рефлексирует и критически оценивает результаты исследований
Содержание учебной дисциплины
- Медиасреда с большим выбором
- Ложная, неполная и недостоверная информация
- Избыточное потребление и избегание новостей
- Ненамеренное потребление новостей
- Доверие новостям
- Фрагментация медиапространства и общества
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.3 * Activity + 0.4 * In-class assignment + 0.3 * Written assignment
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Making sense of media : an introduction to mass communication, Rodman, G., 2001
- Media today : mass communication in a converging world, Turow, J., 2017
- The handbook of media and mass communication theory. Vol. 1: ., , 2014
- The handbook of media and mass communication theory. Vol. 2: ., , 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Melissa Zimdars, & Kembrew McLeod. (2020). Fake News : Understanding Media and Misinformation in the Digital Age. The MIT Press.
- Азбука медиа, Больц, Н., 2011