• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Российская экономика-2

Статус: Курс обязательный (Экономика и статистика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Продолжение курса 'Российская экономика-1'. Курс основана на МООС 'Российская экономика: полный курс' на платформе online.hse.ru. Курс посвящен актуальным вопросам развития российской экономики; систематизирует факторы, определяющие логику социально-экономического развития России на разных его этапах, что позволяет продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем, а также определить потенциальные точки роста российской экономики. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - История: России (общая/экономическая); экономических учений; - Микроэкономика; - Макроэкономика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о современном состоянии российской экономики
  • сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент интерпретирует стилизованные факты Калдора-Кузнеца-Мэддисона
  • студент интерпретирует меру соответствия фактов Калдора-Кузнеца-Мэддисона данным о российской экономике, начиная с периода первой индустриализации
  • студент интерпретирует стилизованные факты Джоргенсона-Тиммера
  • студент выявляет меру соответствия стилизованных фактов Джоргенсона- Тиммера данным о российской экономике за период с 1995 г. по настоящее время;
  • студент сравнивает доли основных секторов российской экономики в 2011 и 2020 гг. в ОКВЭД2
  • студент рассчитывает среднегодовые темпы прироста выпуска в секторах и вклады секторов в агрегированный рост
  • студент рассчитывает вклад реаллокации в рост с использованием методов Стайроха и TRAD
  • студент интерпретирует основные факторы неравномерности территориального развития и их природу в контексте концептуального подхода ("новой экономической географии") Пола Кругмана
  • студент отличает разные подходы к классификации регионов, лидирующих и отстающих регионах в соответствии с разными подходами, факторами их лидерства/отставания
  • Студент различает масштабы региональных диспропорций и экономической конвергенции российских регионов
  • студент анализирует актуальные проблемы и основные направления пространственного развития России
  • студент выделяет особенности и основные этапы урбанизации в России
  • студент выделяет основные агломерационные эффекты и анализирует природу их возникновения, описывает ключевые центры социально-экономического развития – крупнейшие города и агломерации, представляет их роль в экономике России.
  • студент анализирует основные проблемы российских городов и интерпретирует их природу.
  • студент описывает актуальные проблемы социально-экономического развития российских моногородов и анализирует причины их возникновения.
  • студент анализирует роль финансового сектора в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора бизнес-услуг в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сферы торговли в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора транспорта в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора ИКТ в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль отрасли сложного машиностроения в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент объясняет основы теории человеческого капитала
  • студент перечисляет основные показатели, характеризующие уровень человеческого развития, сопоставляет их с мировыми
  • студент анализирует основные показатели, характеризующие уровень жизни и социального неравенства, сопоставляет их с мировыми
  • студент анализирует особенности российской системы образования, ее основные показатели и их численные значения
  • студент анализирует особенности российской системы здравоохранения, ее основные показатели и их численные значения
  • студент анализирует особенности образования как отрасли экономики, а также источники финансирования, структуру занятости и уровни российской системы образования
  • студент объясняет связь образования и экономического роста
  • студент объясняет экономический механизм, связывающий образование и инвестиции в человеческий капитал
  • студент анализирует особенности здравоохранения как отрасли экономики, а также источники финансирования и структуру занятости российской системы здравоохранения
  • студент объясняет связь здоровья и здравоохранения и экономического роста
  • студент объясняет экономический механизм, связывающий здоровье и здравоохранение и инвестиции в человеческий капитал
  • студент дает определение услуг капитала
  • студент рассчитывает вклад отдельных услуг капитала в рост выпуска в экономике в целом и в отдельных отраслях
  • студент приводит определение валового накопления основного капитала
  • студент приводит определение инвестиций в основной капитал в российской статистике
  • студент приводит отличия инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала в российской статистике
  • студент приводит определение инноваций
  • студент приводит источники данных и методологию межстрановых сопоставлений национальных инновационных систем (НИС) России и развитых экономик
  • студент показывает, как концепция НИС помогает объяснить механизмы развития и роста национальных экономик и, в частности, экономики России
  • студент показывает владение теоретическим/аналитическим аппаратом, позволяющим раскрыть механизмы влияния на российскую НИС новых вызовов, связанных с COVID-19 и международными антироссийскими санкциями
  • студент объясняет, каким образом и посредством каких программ и проектов в социально-экономической политики России учтена специфика ее региональной структуры
  • студент описывает текущее состояние, проблемы и планы развития ключевых территориально-отраслевых комплексов, промышленных кластеров, особых экономических зон и зон опережающего развития
  • студент проводит оценку влияния созданных институтов и субъектов регионального развития на благосостояние и экономические перспективы субъектов РФ
  • студент объясняет основные принципы, цели и инструменты социальной политики России
  • студент описывает концепции (и подкрепляющие их статистическими данными), объясняющие генезис, характер и уровень неравенства и бедности в России
  • студент объясняет выбор государством мер социальной политики
  • студент описывает основные принципы современной антимонопольной политики РФ, основы работы ФАС, применяемые ей инструменты, анализирует инструменты/показатели, позволяющие оценивать степень монополизации российской экономики
  • студент применяет основные подходы к оценке выгод и издержек мер антимонопольного регулирования в России в условиях санкционных шоков
  • студент описывает основные этапы и направления корректировки денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России в период внешних шоков (2014-2015, 2020-2021, 2022 - н.в.)
  • студент интерпретирует информацию, изложенную в основных документах по денежно-кредитной политике Банка России (https://www.cbr.ru/dkp) и основных документах по бюджетной и налоговой политике Министерства финансов РФ (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance)
  • студент дает определение и обосновывает меры по регулированию финансовой системы с учетом понимания единства стратегии, но различия интересов (целей, функций) Банка России и Правительства РФ
  • студент описывает основные направления промышленной политики современной России и направления её трансформации для достижения целей технологического суверенитета/суверенной экономики
  • студент перечисляет и объясняет основную идею созданных государством институтов и субъектов развития, применяет теоретический/аналитический аппарат, позволяющий объяснять механизмы экономического регулирования, применяемого государством для достижения целей национального развития России
  • студент перечисляет механизмы воздействия внешних шоков (пандемии, санкций) на социально-экономическую систему России
  • студент описывает и объясняет основную идею мер, предпринятых государством для ослабления влияния негативных внешних шоков, вызванных пандемией и антироссийскими санкциями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • География
  • Отрасли и рынки
  • Человеческий потенциал
  • Инвестиционный капитал
  • Экономическая и социальная политика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нова ли новая Россия - Гасюкова Е.Н., Карачаровский В.В., Коротаев С.А. и др. - Университетская книга - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1212467 - 1211781 - ZNANIUM
  • Ясин Е. Г. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 1. Истоки и панорама рыночных реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. - 978-5-7598-1404-7 - Москва: ВШЭ - 2020 - 372789 - https://ibooks.ru/bookshelf/372789/reading - iBOOKS
  • Ясин Е. Г., ред. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 2. Настоящее и перспективы после реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-1405-4 - Москва: ВШЭ - 2020 - 372786 - https://ibooks.ru/bookshelf/372786/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Becker, G. S. (1993). Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272561
  • Развитие и применение антимонопольного законодательства в России : по пути достижений и заблуждений : докл. к 12 Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, М., 5-7 апр. 2011 г., Авдашева, С. Б., 2011
  • Шишкин, М. В.  Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17195-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532577 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Орлова Юлия Александровна
  • Кузнецов Борис Викторович
  • Агамирова Мария Евгеньевна