Бакалавриат
2024/2025
Современная культура стран изучаемого региона
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
5-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Современная культура стран изучаемого региона» предлагает познакомиться с развитием культуры и искусства стран Востока в XX- XXI веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями формирования социокультурной ситуации изучаемых восточных регионов, развитием культурных институций стран Востока указанного периода, теорией и историей развития современного искусства восточных стран в контексте мирового художественного процесса.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представления о развитии современного мирового искусства с особым акцентом на искусства стран Азии и Африки.
- Выработать и развить способность понимания важнейших культурных явлений и процессов, определивших основные направления развития истории искусств и культуры в странах Востока в ХХ-XXI в.
- Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
- Сформировать представление об истории и развитии коллекционирования памятников стран Востока в Европе и Америке, о развитии музейного дела в странах Востока; показать возможности современных методов искусствознания и визуальной антропологии в изучении искусств Азии и Африки.
- Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических и религиозных взглядов народов Востока, их влиянии на развитие изобразительных искусств и формировании музейных собраний.
- Выработать и развить способность понимания искусств стран Востока и особенностей охраны памятников в них.
- Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения
- Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной искусствоведческой и культурологической терминологией.
- Выработал и развивает способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивает умение использовать методы искусствоведческих и культурологических исследований, использовать искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников.
- Учитывает в исследовательской и практической деятельности для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, ключевые навыки профессий куратора и художественного критика на теоретическом уровне.
- Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
- Умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
- Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Использует в профессиональной деятельности знания музейного и галерейного дела, межкультурной коммуникации, корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений и искусств стран Востока, ключевые правовые проблемы защиты культурных ценностей, особый правовой режим отдельных культурных ценностей.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Развитие культуры и искусств в странах Востока в ХХ веке
- Раздел 2. Основные направления развития культуры и искусств стран Востока в конце ХХ - начале XXI в
Элементы контроля
- Тесты по материалам лекцийВ течение курса студент должен пройти не менее 5 тестов. Тесты выполняются на семинарах и состоят из визуальных картинок и теоретических вопросов. Студент должен правильно атрибутировать памятник искусства. 1 правильно атрибутированная картинка = 1 баллу. Если тест не был пройден в срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Итоговая оценка по данному виду контроля выставляется как среднее арифметическое оценок за пройденные тесты в течение модуля. Оценки за тесты О тест1 и Отест2 входят формулы итоговых оценок.
- Доклад на семинареСтуденты делают 2 доклада: 1 доклад на 2 модуле и 1 доклад на 3 модуле. Студенты таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должно быть 3 доклада (с учетом студентов в семинарской группе количество докладов не может быть меньше 2 и более 4 на одном семинаре). Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Активность на семинарахСовременное искусство как предмет рассмотрения и обсуждения – область дискуссионная. Многие стороны этого процесса до сих пор мало изучены и плохо понятны. Поэтому особенно важна активность студентов на семинарах, это поможет правильно найти фокус и сформировать повестку дня по всем вопросам данной темы. Подготовкой к каждому семинару будет служить самостоятельная работа, которая должна заключаться в практике знакомства с различными явлениями современного искусства – изучение материалов музеев и выставок, сбор фотоматериалов, изучение интернет ресурсов и художественных изданий. Студент должен изложить собранные данные так, чтобы у слушателей могла сложиться картина того, с чем они имеют дело.
- Экзаменационный тестВ конце второго модуля студенты пишут экзаменационный тест, состоящий из 45 вопросов. Письменный тест – 60 минут. В промежуточном тесте будут отражены все темы Раздела 1 данного курса, по которым читались лекции и велись семинарские занятия.
- Итоговый устный экзаменЗадание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Тесты по материалам лекций + 0.6 * Экзаменационный тест
- 2024/2025 3rd moduleИО = 0,2*Одоклады + 0,2*Отесты3 + 0,3*О1модуль + 0,3*Оэкз, где: ИО - итоговая оценка по дисциплине; Одоклады - среднее арифметическое оценок за доклады в обоих модулях; Отест3 - среднее арифметическое оценок за пройденные тесты в течение 3 модуля; О1модуль - оценка за 2 модуль; Оэкз- оценка за экзамен в 3 модуле.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bhatti, S. (2012). Translating Museums : A Counterhistory of South Asian Museology. Walnut Creek, Calif: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465780
- Chŏng, I. (2013). Architecture and Urbanism in Modern Korea. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750833
- Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669
- Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295
Рекомендуемая дополнительная литература
- Balaghi, S. (2009). Cultural Policy in the Islamic Republic of Iran. Middle East Report, (250), 15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=37263077
- Dadi, I. (2010). Modernism and the Art of Muslim South Asia. The University of North Carolina Press.
- Fenollosa, E. (2007). Epochs of Chinese and Japanese Art : An Outline History of East Asiatic Design (Vol. New and rev. ed. with copius notes by Professor Petrucci). Berkeley, Calif: Stone Bridge Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480475
- Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A
- Авдеева, В. В. Зарубежное искусство ХХ века: архитектура : учебное пособие для вузов / В. В. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08240-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492617 (дата обращения: 27.08.2024).
- Нуркова, В. В. Психология фотографии. Культурно-исторический анализ : монография / В. В. Нуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12307-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496483 (дата обращения: 27.08.2024).
- Хренов, Н. А. Теория аудитории медиа: публика в истории культуры : учебное пособие для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14223-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497572 (дата обращения: 27.08.2024).