Бакалавриат
2024/2025





Медиаидентичность: профессиональные стандарты
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тюркин Михаил Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит с ролью, которую новые медиа играют в создании, поддержании и изменении идентичности. Именно через производство и потребление медиаконтента человек всё чаще осознаёт свою принадлежность к определённым социальным группам. Студенты изучат стратегии, технологии и практики конструирования идентичностей в цифровую эпоху. Они познакомятся с основными подходами к изучению этой проблематики в Media Studies и различных социально-гуманитарных науках. Они научатся создавать медиапродукты для консолидации различных сообществ – профессиональных, возрастных, национальных, расовых, религиозных, идеологических, территориальных и так далее. Особое внимание уделяется ценностным и этическим аспектам работы медиа в условиях конфликтов на этнической, расовой и религиозной почве.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с современными теориями, методами и технологиями формирования идентичности с помощью медиа.
- Применение этих знаний на практике при создании медиапродуктов различных жанров и форматов.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление о проблематике идентичности в Media Studies, медиасоциологии и в смежных дисциплинах (культурная антропология, теория коммуникации, социальная психология и т.д.).
- Использует эти концепции при анализе текущей информационной повестки.
- Понимает роль медиа в формировании профессиональной, возрастной, поколенческой, религиозной и других видов социальной идентичности.
- Владеет практическими инструментами, необходимыми для эффективного конструирования идентичностей в условиях цифровизации.
- Умеет этично освещать в СМИ конфликты на этнической, расовой, религиозной, идеологической почве.
- Создаёт и развивает медиа, формирующие сообщества с ярко выраженной идентичностью.
- Владеет методами сторителлинга и визуализации контента для репрезентации в медиа различных социальных групп.
- Понимает основные направления в сфере теории идентичности.
Содержание учебной дисциплины
- Теория идентичности и медиасследования: точки соприкосновения
- Персональная идентичность в эпоху новых медиа
- Религиозная идентичность
- Политико-идеологическая идентичность
- Гендерная и расовая идентичность
- Этническая (этнокультурная) и национальная идентичность
- Региональная, территориальная, локальная и гиперлокальная идентичности
- Профессиональная идентичность и сообщества по интересам
- Возрастная и поколенческая идентичности
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхСтудентам необходимо энергично работать на семинарских занятиях, что выражается в трёх видах активности: Участие в дискуссии по тематике лекций. Студенты вступают в диалогическую коммуникацию с преподавателем и друг с другом и демонстрируют знания, полученные во время лекционных и в ходе подготовки к семинарским занятиям. Вопросы студентам в аудитории даёт преподаватель, вопросы преимущественно основаны на домашнем задании и материале лекций. Участие в деловой игре «Редакционная планёрка». Студенты в коротких докладах (7-10 минут) рассказывают о ходе реализации своего медиапроекта в последние две недели: анализируют динамику поведения аудитории, объясняют реакцию подписчиков на их публикации и интерпретируют статистику по просмотрам, охватам, репостам, комментариям, лайкам и т. д. Они презентуют подробный контент-план на предстоящие две недели. Кроме того, студенты дают развёрнутую обратную связь участникам других медиапроектов. Выступление с устным докладом по теме курса. Студенты делают презентации в небольших группах и анализируют кейсы: новые и традиционные медиа, направленные на формирование идентичности представителей определённой социальной группы; освещение в масс-медиа сообществ с ярко выраженной идентичностью; освещение в СМИ конфликтных ситуаций с участием носителей различных идентичностей, etc. Продолжительность выступления – не более 20 минут. За активное участие в семинарских занятиях студенты получают плюсы. В конце курса все плюсы суммируются и переводятся в итоговую оценку за данный элемент контроля по десятибалльной шкале. Принципы перевода плюсов в баллы см. ниже.
- Концепция медиапроектаСтуденты индивидуально или в малых группах (2-5 человек) разрабатывают концепцию медиапроекта и сдают её на проверку преподавателю. Общий объём текста – 6-12 тысяч знаков с пробелами. Концепция должна включать в себя следующие обязательные элементы: название, тема и идея сообщества; медиакоммуникативная цель и задачи; портрет аудитории и описание её основной и вспомогательных идентичностей; конкурентный анализ; контент-план с описанием форматов и жанров материалов. Отсутствие или неполное описание тех или иных элементов снижает процент готовой концепции.
- Групповой медиапроектСтуденты индивидуально или в малых группах (2-5 человек) создают своё онлайн-сообщество на одной из цифровых платформ или договариваются о сотрудничестве с администраторами уже существующего паблика и наполняют его текстовым и аудиовизуальным медиаконтентом, направленным на формирование, укрепление и поддержание идентичности своих подписчиков. Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале.
- Контрольная работаСтуденты пишут контрольную работу по теме курса в аудитории. Задания включают в себя 10 закрытых и 10 открытых вопросов, предполагающих ответы в форме мини-эссе. Пользоваться любыми материалами и мобильными телефонами строго запрещено.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Групповой медиапроект + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Концепция медиапроекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Блохин, И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие: Учебное пособие / Блохин И.Н. - СПб:СПбГУ, 2013. - 198 с.: ISBN 978-5-288-05438-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/940790
- Информационная эпоха. Экономика, общество и культура, Кастельс, М., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лекции о локальных медиа : учебное пособие, Аргылов, Н.А., 2023